Дочь петербургского миллиардера Александра Кашина занялась бизнесом в Воронеже. Чуть ранее другая компания его холдинга приобрела компанию в Волгограде.
Совладелица нескольких компаний петербургского ООО "ХК “Эго–Холдинг”" Александра Кашина 30 ноября учредила в Воронеже АО "КПВ". Оно выделено из воронежского научно–внедренческого предприятия "Протек", которое производит навигационное оборудование для Минобороны. В конце июня входящее в "Эго–Холдинг" АО "Морские навигационные системы" приобрело компанию в Волгограде для производства на её площадях гидроакустического оборудования.
Стандартная процедура
КПВ зарегистрировано по тому же адресу в Воронеже, что и "Протек", путём выделения из которого образовано. В качестве основного вида деятельности КПВ в карточке СПАРК записана торговля недвижимостью, а владельцем 100% акций при регистрации компании указана Александра Кашина, дочь петербургского миллиардера и основателя "Эго–Холдинга" Александра Кашина. Генеральный директор КПВ Михаил Котляров 5 декабря сообщил "ДП", что в этот день приступил к исполнению своих новых обязанностей, но рассказывать о планах компании не захотел.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов уверен, что Александра Кашина таким образом упростила реализацию договорённости о приобретении у "Протека" некоего актива. "Это стандартная практика, когда есть желание образовать новое юрлицо, сразу наделив его имуществом. Выделение или разделение подходит наилучшим образом. Вам не требуется заключать договор купли–продажи имущества между старой компанией и учреждаемой, не нужно проводить платежи и нести в связи с этим налоговое бремя. Вы просто делите бизнес на несколько субъектов — юридических лиц", — говорит эксперт.
НВП "Протек", из которого выделилось КПВ, производит оборудование для военной навигации. В некоторой степени это соответствует одному из направлений деятельности петербургского "Эго–Холдинга" — морская навигация для гражданских судов. Согласно опубликованной на сайте холдинга информации, этим занимается входящее в него АО "Морские навигационные системы".
"Была приобретена недвижимость производственного назначения одного из предприятий, которое проходит процесс банкротства, с целью реконструкции производственных площадей для дальнейшего развития. Воронеж является одним из центров промышленности России, это решение логистически и экономически вполне обоснованно", — сообщили в "Эго–Холдинге".
На портале "Электронное правосудие" сведений об участии "Протека" в банкротных процессах нет.
Тысячи километров на юг
Для "Эго–Холдинга" это второй за 2023 год бизнес–проект, организованный на приличном удалении от Петербурга (от него до Воронежа почти 1100 км). Летом АО "Морские навигационные системы" приобрело 100% долей волгоградского ООО "Промсервис". Компании принадлежит производственно–складской комплекс, расположенный на участке площадью 5,3 тыс. м2 в Волгограде, где новый собственник планирует создать производство систем подводной гидроакустики.
Учредившая КПВ Александра Кашина — одна из трёх дочерей основателя "Эго–Холдинга" Александра Кашина. Ей практически целиком (99,9%) принадлежит ООО "ХК “Эго–Холдинг”", что даёт контроль над двумя ООО, в уставных капиталах которых "Эго–Холдинг" участвует, — это "Навигация" (19,22%) и "Берега" (3,54%). Основными партнёрами Александры Кашиной в этих компаниях выступают её сестра Мария Тисевич и Татьяна Андреева. "Навигация" специализируется на вложениях в ценные бумаги, "Берега" управляют недвижимостью. Кроме того, Александре Кашиной с конца ноября принадлежат 98,86% ООО "Бриз" с тем же видом деятельности, что и "Берега". Небольшие доли всех трёх компаний принадлежат "Эго–Холдингу".
Александра Кашина владеет также долями в компаниях, формально с "Эго–Холдингом" не связанных. Это ООО "Второе дыхание" (100%), ООО "Издательство “Мор Вест”" (100%) и 51% ООО "Уранис" (завод по производству радио– и телепередатчиков в Севастополе). "Второе дыхание" производит бытовые электроприборы, а "Мор Вест" издаёт посвящённый судостроению журнал "Морской вестник".
Суммарная выручка компаний, долями в которых владеет Александра Кашина, составила за 2022 год 584 млн рублей, из которых 409 млн приходятся на "Берега".
"Не вылезать из уютного кресла…"
Участники петербургского бизнес–сообщества неоднозначно относятся к перспективе создания бизнес–проектов на большом удалении от региона, где сосредоточена основная деятельность их компаний.
Владелец и генеральный директор петербургского ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков открывает сейчас филиал в Мурманске.
"Любой бизнес требует постоянного серьёзного контроля и часто вовлечённого участия, а в случае, который вы описываете, надо регулярно ездить за тысячу километров в один город и за полторы тысячи в другой. Не могу сказать, что это совсем уж трудно, но тут надо понимать, для чего. Петербург обладает огромным промышленным и научным потенциалом, и мне трудно представить, чтобы тут невозможно было создать тот бизнес, который возможно создать в Волгограде или Воронеже. С другой стороны, в каждом из этих городов может располагаться уже созданный бизнес, который нужен мне для успеха в основном, петербургском. За примером идти далеко не надо — мы открываем сейчас филиал в Мурманске, потому что только там можно в реальных условиях испытать оборудование для рыбофабрик, которое мы начинаем изготавливать в Петербурге. Удалённый бизнес имеет смысл, когда оправданны затраты, связанные с очевидно напряжённой логистикой", — говорит бизнесмен.
У основного владельца ленинградского ООО "Северный альянс" (компания имеет собственный буксирный флот и занимается морскими перевозками) Сергея Киселёва бизнес–интересы в Ленинградской области, Мурманске, Калининграде и на Дальнем Востоке. Он вообще не видит проблем в географической удалённости своих активов.
"Сегодняшние средства коммуникации позволяют сидеть на балконе и управлять бизнесом в любой точке страны, не вылезая из уютного кресла. Современная версия программы “1С” даёт возможность полностью управлять деньгами компаний дистанционно, видеть все платежи, включая те, которые предстоят. Есть специальные программы для управления строительством и технологическими процессами: подсоединившись к видеокамерам, можно наблюдать, как где–нибудь роют котлован или заливают бетон твои подрядчики. Что касается личного присутствия — примерно раз в месяц я бываю на основных своих площадках. Хотя на Дальнем Востоке, где у меня сейчас работают четыре судна, я вообще ни разу не был…" — говорит бизнесмен.