Расширение перечня маршрутов тактового движения электричек позволит эффективно встроить пригородные поезда в общую транспортную систему Петербурга.
В Петербурге запустили тактовое движение электричек ещё на одном маршруте. С 11 декабря между Балтийским вокзалом и Красным Селом по рабочим дням в тактовом режиме курсируют 14 поездов — по семь в каждую сторону.
Тактовое движение подразумевает прибытие поездов через равные интервалы по аналогии с тем, как работает метрополитен. В утренний час пик — с 07:25 до 08:25 — между Петербургом и Красным Селом поезда будут хоть каждые 15 минут. В периоды с 06:25 до 07:25 и с 08:25 до 09:25 — каждые полчаса. Вечером с 16:50 до 18:50 на электричку можно будет сесть каждые 15 минут.
"Тактовое движение прежде всего нацелено на “рабочий” пассажиропоток, позволяя гражданам в часы пик без пробок добраться до места работы или учёбы и уехать обратно домой. Усиление движения именно в эти интервалы делает поездку более комфортной", — рассказывают в АО "СЗППК".
По словам начальника Октябрьской железной дороги Виктора Голомолзина, решение усилить участок между Балтийским вокзалом и Красным Селом продиктовано активным жилищным строительством в округе, а также повышенным интересом со стороны туристов.
"Мы работаем над тем, чтобы пассажир мог спокойно добираться до станции и садиться в поезд, не думая о расписании, потому что тактовое движение предусматривает удобные интервалы", — объясняет Виктор Голомолзин.
маршрут электрички от Балтийского вокзала до Красного села
По какому принципу запускают тактовые электрички
Чтобы определить дальнейшие приоритетные пути развития тактовых маршрутов, проводится активное общение с горожанами и анализируются данные о пассажиропотоке, говорит генеральный директор СЗППК Артём Мирон.
"Запуск нового направления до Красного Села — запрос, который нам удалось закрыть в максимально короткий срок. С августа по октябрь мы проводили опрос, где наша аналитика подтвердилась, и вот уже с нового зимнего графика мы его запустили", — рассказывает Артём Мирон. Дополнительные поезда на маршруте, указывает он, сократят интервалы движения в часы пик и позволят жителям Петербурга и пригородов добираться до работы или учёбы без пробок, экономя время.
Пассажиропоток между Петербургом и Красным Селом, по данным СЗППК и Октябрьской железной дороги, за 11 месяцев текущего года вырос на 13% относительно уровня 2022 года и на 29% в сравнении с показателем 2019 года. Новый удобный график прибытия электричек, вероятно, привлечёт ещё больше пассажиров.
Как тактовое движение влияет на пассажиропоток
Первым направлением, на котором запустили тактовое движение, стало Витебское. Между Петербургом и Павловском в таком режиме поезда курсируют с декабря 2022 года — дополнительно назначенные восемь с половиной пар поездов позволили сократить интервал движения на участке в часы пик до 10–15 минут.
В мае текущего года через равные интервалы составы стали ходить на маршруте Петербург — Ораниенбаум, туда дополнительно назначили три пары поездов. В настоящее время, рассказали "ДП" в СЗППК, компания совместно с городским комитетом по транспорту рассматривает возможность запуска "такта" до Сестрорецка.
Эффективность тактового движения иллюстрируют результаты, достигнутые на направлениях, где оно уже функционирует. По станции Шушары на Витебском направлении до запуска тактового движения пассажиропоток вырос почти на четверть, что связано с активным жилищным строительством в районе.
В конце прошлого года там организовали тактовое движение электричек, и по итогам января–ноября 2023 года пассажиропоток на участке от Витебского вокзала до станции Павловск вырос на 13% относительно прошлого года и на 19% превысил значение, достигнутое в 2019 году. С момента пуска "такта" на Ораниенбаумском направлении рост пассажиропотока составил 16% к уровню 2022 года и 29% к 2019–му. Всего по маршрутам тактового движения с начала его запуска перевезено 19,7 млн пассажиров.
Зачем нужно тактовое движение
Организация тактового движения помогает интегрировать пригородные поезда в общую систему городского транспорта, обеспечить транспортную доступность центра Петербурга для жителей отдалённых районов, поэтому для запуска тактового движения выбираются самые востребованные направления, говорят в комитете по транспорту.
"Сейчас комитет совместно с Октябрьской железной дорогой и СЗППК активно прорабатывает вопрос увеличения и обновления необходимого подвижного состава и улучшения технологического обслуживания путей. Также решается вопрос с введением единого тарифа на внутригородские маршруты общественного транспорта с учётом использования ж.–д. транспорта на территории Петербурга. Это позволит организовать прямые смешанные мультимодальные перевозки пассажиров, используя единый транспортный документ — абонементный билет", — делятся планами в ведомстве.
Как городской транспорт будет развиваться дальше
В долгосрочной перспективе метрополитен должен ещё более значительно интегрироваться с наземными железными дорогами, превратившись тем самым в полноценную единую систему. Помимо масштабирования тактового движения в перспективе нескольких лет в Петербурге планируют запустить две сквозные линии по аналогии с Московскими центральными диаметрами: Ораниенбаум — Белоостров и Токсово — Гатчина–Варшавская. Эта цель заложена в концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры города.
Маршрут из Ораниенбаума до Белоострова вместит в себя линию Шоссейная — аэропорт Пулково — Лигово протяжённостью 11,7 км.
При этом, как рассказывал в конце прошлого года первый заместитель председателя комитета по транспорту Санкт–Петербурга Алексей Львов в интервью "ДП", полноформатный запуск диаметров станет возможен только после возведения юго–западного и северо–восточного обходов Санкт–Петербурга, которые должны принять на себя существующий грузовой трафик.
Общий объём пригородных пассажирских перевозок на петербургском узле к 2030 году, как предполагается в концепции, превысит 140 млн человек в год.