В Смольном анонсировали начало строительства магистрали М–32 у "Лахта Центра" в феврале следующего года. Изъятие земель уже вызывает противодействие жителей и бизнеса.
Подготовка к строительству магистрали М–32 на севере города практически завершена. Как сообщили "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, проектно–изыскательские работы по развязке проведены полностью. В конце января 2024 года ожидается получение положительного заключения Главгосэкспертизы. После начнётся процесс получения разрешения на строительство.
“
"А дальше, в феврале–марте 2024 года, пойдут строительно–монтажные работы", — сообщили чиновники.
Для чего эта дорога
В октябре председатель КРТИ Александр Федотов говорил в интервью "Строительному еженедельнику", что получение положительного заключения госэкспертизы ожидалось в ноябре, после чего планировали сразу же приступить к строительству. В комитете не уточнили причины переноса сроков (возможно, это связано с бюджетным процессом).
Магистраль М–32 можно упрощённо представить как дополнительный выезд из Лахты и подъезд к "Лахта Центру". Новая дорога пройдёт примерно по трассе Новой улицы Лахты от магистрали М–49 (продолжение Суздальского шоссе, также планируемое к постройке) до Приморского шоссе и Шуваловского проспекта с сооружением развязки через Сестрорецкую железную дорогу. В городском правительстве придают этой трассе большое значение.
"Строительство стратегически важной магистрали М–32 значительно повысит транспортную доступность делового квартала “Лахта Центр” и жилого микрорайона “Юнтолово”, обеспечит дополнительную связь северной и южной части Приморского района", — объясняли ранее в Смольном.
Дорога позволит быстро добраться из "Лахта Центра" до ближайших развязок ЗСД — с Богатырским и Шуваловским проспектами. С той же целью, очевидно, ранее был построен участок Шуваловского между Планерной и Камышовой улицами.
Госконтракт на магистраль М–32 стоимостью около 18,5 млрд рублей был заключён в декабре 2022 года с АО "ВАД". Как сообщал "ДП", здесь Смольному удалось объединить в одной закупке проектные и строительные работы. Это удобно для заказчика. Но для наблюдателей затрудняет ознакомление с проектной документацией, поскольку она не публикуется на портале закупок. В конце ноября 2023–го к этому контракту было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым на нынешний год устанавливается нулевой лимит финансирования (вместо прежних 388 млн). Срок окончания работ остался прежним — 2027 год.
С чего началась стройка
Подготовка к строительству дороги стартовала с градозащитного скандала. 30 ноября начался снос ресторана "Кавказский двор" на Приморской улице, 4, в Лахте, где в этот день должен был пройти круглый стол недавно образованной коалиции "Бездомный Петербург", объединяющий противников изъятия и сноса зданий под заложенные в генплан проекты (в том числе и под М–32).
Как сообщили "ДП" в комитете по контролю за имуществом, договор аренды участка под рестораном был расторгнут в июне нынешнего года. Работы по освобождению участка общей площадью 2,5 тыс. м² на Приморской улице Лахты планируется завершить до 20 декабря (демонтаж здания ресторана на данный момент ещё в процессе).
Впрочем, ресторан не единственное здание, которое решили отправить под снос для строительства развязки у "Лахта Центра". Всего предстоит демонтировать 19 сооружений. Среди них 16 жилых домов (в основном двухэтажных, также встречаются и одноэтажные строения). Это частный сектор постройки середины XX века, уходящая натура. Со строительством грандиозной развязки эта часть Лахты, видимо, окончательно утратит облик дачного пригорода. Так как речь идёт не о городской земле, заниматься их сносом будет не комитет по контролю за имуществом. Вероятно, потребуется процедура изъятия для госнужд. Это может быть нелегко, учитывая, например, опыт Поклонногорской развязки.
С августа по сентябрь нынешнего года проходили общественные обсуждения проекта планировки территории линейного объекта. На них участники — местные жители — просили построить магистраль, "минимально затрагивая жилые дома и земельные участки". На что заявителям дали формальный ответ, что выбранная трассировка предусмотрена генпланом и соответствует нормативам градостроительного проектирования.
Кроме того, на тех же обсуждениях высказывалась просьба установить шумозащитные экраны вдоль дороги, чтобы защитить жилые дома. На это было сказано, что акустические расчёты будут выполнены на последующих этапах проектирования (хотя разработка строительного проекта к тому времени уже вовсю шла). Общественные обсуждения были признаны состоявшимися.
В середине ноября проект строительства магистрали М–32 получил согласование комитета по охране памятников на соответствие режимам зон охраны. То есть в целом он был уже готов. При этом было отмечено, что "в рамках реализации проекта предусмотрен санитарный снос зелёных насаждений". На сайте комитета не уточняется, в каком объёме это должно быть сделано.
Что будет с Лахтой
Недовольство по поводу планов принудительного выкупа участков под автодорожную развязку, видимо, усилилось в связи с поправками в генеральный план, которые отводят некоторые территории Лахты, ближе к Финскому заливу, в зону транспортной инфраструктуры. С дорогой напрямую это уже не связано.
Соответствующие изменения увязывают с планами по строительству следующих очередей "Лахта Центра" (сообщалось о намерениях по возведению ещё двух высотных зданий и сопутствующей инфраструктуры). Летом местные жители составили петицию против соответствующих поправок, которая, похоже, ни к чему пока не привела.
"Посёлки Лахта и Ольгино представляют собой уже застроенную малоэтажными частными жилыми домами территорию, которая является во многом уникальной наравне с пригородными зонами Курортного района. Многие семьи проживают на частных территориях, которые из поколения в поколение передаются по наследству, исторически связаны с этими местами, их деды и прадеды строились и жили здесь, уходили отсюда на фронт... — говорилось в обращении жителей.
Позиция властей довольно последовательна. Губернатор Петербурга Александр Беглов говорил в интервью "Деловому Петербургу", что "с появлением “Лахта Центра” споры о месте петербургского Сити можно считать законченными". Но создание делового центра "требует необходимой проработки в соответствии с нормами законодательства, выполнения всех надлежащих процедур".
Особо градоначальник отметил важность транспортной связи с новым, так сказать, корпоративным аэропортом Левашово. "Когда подведём к “Лахта Центру” новые трассы, добраться оттуда до аэродрома в Левашово можно будет за 10–15 минут. Это очень серьёзный аргумент для крупного бизнеса", — говорил Беглов.
Транспортные эксперты согласны с тем, что помимо обеспечения нужд делового квартала построенные дороги помогут новым жилым районам Юнтолово и Северо–Приморской части. Так, магистраль М–32, очевидно, обеспечит подъезд к транспортно–пересадочному узлу, который создаётся у "Лахта Центра". Там уже строится железнодорожная платформа с подземным переходом, который в перспективе будет соединён с будущей станцией метро оранжевой ветки.
При этом политическое решение разместить деловой центр в Лахте, по–видимому, и дальше будет вызывать противоречия. Так, экс–глава экспертной группы комиссии по горхозу Александр Карпов отмечал, что это крайне неудачное место для офисных зданий, поскольку территорию некуда развивать. "Все перспективы развития могут быть связаны только с захватом прилежащих территорий", — отмечал эксперт.