Всегда пригодится: образование всё больше подстраивается под запросы бизнеса

Автор фото: Freepik

Инвестировать в частные вузы и школы становится модным, а технологии позволяют разнообразить учебный процесс. Об изменениях в трендах образования "ДП" поговорил с Марией Сиговой, ректором АНО ВО "Международный банковский институт имени Анатолия Собчака".

В конце ноября ваш вуз был удостоен премии правительства Петербурга за качество услуг. Что вам как бизнесу даёт эта правительственная награда?
— Для нас важно, что её присудил именно комитет по промышленной политике, инновациям и торговле, поскольку мы стараемся отвечать на запрос рынка труда и выпускать кадры, в которых нуждаются предприятия города. Как частный вуз мы имеем возможность перестраивать учебные программы таким образом, чтобы обучать студентов компетенциям, которые важны работодателю на сегодняшний день.
Сильно ли изменились запросы рынка труда за последние несколько лет?
— Они меняются постоянно, причём люфт между учебной подготовкой и рыночными потребностями возникает неизбежно, поскольку сложно предсказать, какие навыки будут важны, когда студент выпустится. Образование остаётся довольно консервативным, что в целом хорошо — если программа будет постоянно видоизменяться, это может привести к размытости понимания у студентов. Мы стараемся держать баланс. Да, фундаментальные знания часто не имеют практического применения, но никто не спорит, что получать их в системе высшего образования необходимо. Параллельно нужно нарабатывать навыки: они понадобятся будущему специалисту уже на рабочем месте. Я считаю, что сама модель образования должна работать именно по такому принципу — одних теории или практики недостаточно.
Мария Сигова, ректор АНО ВО "Международный банковский институт имени Анатолия Собчака"
Некоторые время назад в обществе бытовало мнение, что с частными вузами лучше не связываться. Как вы относитесь к этому стереотипу?
— В 1990-е годы был всплеск открытий негосударственных вузов, таков тогда был запрос рынка труда: все понимали, что государственный строй и экономика меняются, а следовательно, в образовании появляется потребность в новых подходах.
После принятия в 2013 году нового закона об образовании внимание обратили в том числе на этот сегмент. Мне кажется, что волна опасений о том, что после частного вуза можно остаться без диплома, была запущена после вмешательства контрольно-надзорной государственной машины, но со временем баланс выравнялся, требования к организациям возросли. Сегодня те, кто занимается частным образованием, имея государственную лицензию, многократно проверены, все дорожат своим именем. Это уже не погоня за контингентом, а более качественный подход.
Используете ли вы новые технологии в образовательном процессе?
— Да, например, для наших студентов полезными оказываются различные тренажёры — симуляторы рабочих процессов (управления банками, торгами на бирже, реальные кейсы). Это позволяет ребятам уже в процессе обучения отрабатывать навыки на реальных жизненных ситуациях. Мы сотрудничаем с одной компанией, на базе которой студенты со 2-го курса могут оказаться вовлечёнными в работу брокера на бирже. Некоторые подобные симуляторы разрабатываем и самостоятельно внутри вуза.
Растёт ли инвестирование в частное образование? За счёт чего?
— Что касается инвестиций, то активность проявляется скорее не в числе соглашений, а в суммах. Негосударственных вузов, в которые бы вкладывались инвесторы, немного, но средства там большие. На мой взгляд, сегмент частного образования интересен инвесторам с точки зрения перспектив. Сегодня мы говорим о таком тренде, как междисциплинарность. Реальность — это череда непрерывных изменений, и чтобы добиться успеха, а главное — его удержать, мало обладать профессиональными знаниями и навыками. Ключевой фактор успеха в наши дни — личностные качества и мировоззренческие установки, поэтому мы стараемся персонализировать процесс обретения нужных навыков и знаний, позволяющий готовить визионеров, способных управлять процессами вокруг себя.
Абитуриенты, кстати, тоже понимают это и всё чаще выбирают у нас такое направление подготовки, как бизнес-информатика, где они могут ощутить этот междисциплинарный подход.