Программы фудшеринга в России становятся всё популярнее и разнообразнее, но их развитию мешают законодательные ограничения.
Фудшеринг (практика перераспределения невостребованных продуктов питания) не так давно вошёл в нашу жизнь. Но к 2022 году стал уже довольно популярен у торговых сетей. Для дальнейшего развития необходимы законодательные изменения, добиться которых не удаётся годами. В ожидании перемен организации, занимающиеся фудшерингом, ведут активную просветительскую работу, объясняя, что в их программах используются только легальные качественные товары с действующим сроком годности.
Продукты от покупателей
Фудшеринг может работать по разным схемам — каждая компания выбирает ту, которая кажется наиболее удобной. Например, сеть магазинов "Лента" с октября 2019 года сотрудничает с проектом "Дари еду!", в рамках которого каждый покупатель может приобрести товары с длительным сроком хранения и оставить их в специальном контейнере или тележке за кассовой линейкой магазина. Сегодня установлено 320 боксов для сбора продуктов.
Директор по связям с общественностью и государственными органами "Ленты" Мария Филиппова рассказала, что с января по сентябрь этого года покупатели приобрели и оставили в специальных боксах более 65 тыс. кг продуктов. Волонтёры благотворительного проекта "Дари еду!" распределили эти товары и передали наборы нуждающимся. Помощь получили 8 177 многодетных семей, семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также пенсионеры и инвалиды. Всего с октября 2019 года по сентябрь 2023–го было собрано более 389,5 тыс. кг продуктов, помощь получили 52 558 семей.
Также в 2019 году "Лента" запустила проект по продаже пищевых отходов. Овощи, фрукты и хлебобулочные изделия с истекшим сроком годности передаются сельхозпроизводителям, которые используют их для изготовления компостных материалов и в качестве кормов для животных. С момента запуска проекта объём реализованной продукции составил 47 тонн.
Волонтёры от ретейла
Летом 2022 года "Банк еды “Русь”" запустил фудшеринг с розничными сетями "Пятёрочка", "Перекрёсток" и "Магнит". В этом варианте продукты передаются не от покупателей, а от самих ретейлеров. В проект вовлечены 64 торговые точки в восьми городах: Москва, Петербург, Челябинск, Краснодар, Ростов–на–Дону, Томск, Рязань и Екатеринбург.
Начальник управления по бренду и КСО X5 Group Галина Секиринская рассказала "ДП", что от них в инициативе участвуют пять дарксторов и 53 магазина (40 "Пятёрочек" и 13 "Перекрёстков", из них в Петербурге — 11 и 2 соответственно). На первом этапе сеть передавала только хлебобулочные изделия, а сейчас — более 80 наименований, включая некоторые непродовольственные товары. Уже более 49 тыс. человек получили помощь в рамках проекта. Один магазин передаёт от 30 до 100 кг хлеба ежемесячно в зависимости от размера и формата. Через даркстор получается 500–800 кг еды.
Секиринская отмечает: "Для значительного масштабирования нужны волонтёры, которых не всегда хватает, несмотря на то что нам помогают два крупных фонда–партнёра — “Банк еды “Русь” и АНО “Фудшеринг”. Растёт количество благополучателей и магазинов, поэтому очень нужны люди, готовы забирать и разносить еду". Кроме того, чтобы снять лишнюю нагрузку с сотрудников и ускорить подключение новых магазинов, ведётся работа по автоматизации сбора и учёта передаваемых продуктов.
Директор по устойчивому развитию розничной сети "Магнит" Надежда Галактионова поделилась, что в рамках инициативы сеть уже передала 260 тонн продуктов почти 100 тыс. благополучателей: нуждающимся семьям с детьми и одиноким пенсионерам. "Сейчас компания кроме дарксторов тестирует возможность организации фудшеринга на базе больших магазинов в пяти гипермаркетах в Туле, Краснодаре, Ростове–на–Дону, Ельце и Ижевске. В рамках пилота мы проверим, насколько эффективной площадкой могут быть торговые точки для реализации такого проекта. Ведь покупки зачастую идут круглосуточно, включая товары, срок годности которых истекает", — говорит она.
В состав продуктовых наборов для передачи входят хлебобулочные изделия, бакалея, а также овощи и фрукты, что позволяет улучшать качество рациона социально уязвимых граждан.
Зачем это нужно
Президент благотворительного фонда "Банк еды “Русь”" и сооснователь медиапроекта "Про фудшеринг" Юлиа Назарова рассказывает, что в России объём пищевых отходов составляет около 18 млн тонн в год. "Это колоссальный ущерб для экономики и экологии. В то же время, по данным Росстата, в России ниже границы бедности живут около 20 млн человек. Зачастую они испытывают трудности с покупкой даже необходимых продуктов питания: у 16% россиян на еду уходит почти весь заработок. Огромное количество людей нуждается в продуктовой помощи. И это не только те 20 млн за чертой бедности, но и те, кто таковыми официально не считаются, однако едва сводят концы с концами. Питание — одна из главных статей расходов у семей в кризисной ситуации. Благодаря фудшерингу они могут направить сэкономленные деньги на другие нужды. Таким образом, фудшеринг в целом повышает уровень жизни и даёт шанс выбраться из замкнутого круга крайней нужды".
В Петербурге "Банк еды “Русь”" получает от магазинов хлебобулочные изделия, примерный объём передач — около тонны в месяц. Совокупный объём по всем магазинам в России, откуда волонтёры банка еды забирают продукты, составляет порядка 6 тонн в месяц. Благодаря фудшерингу бизнес не только помогает людям в трудной жизненной ситуации, но и предотвращает образование пищевых отходов. Так, магазины X5 Group отмечают, что списания хлеба в магазинах, участвующих в инициативе, сократились в среднем на 25%, а списания продуктов по передаваемым категориям в дарксторах — на 40%.
Магазины передают фрукты, овощи, бакалею (крупы, макароны, мука, кофе), сладости (печенье, конфеты, мармелад, шоколад, кексы), хлебобулочные изделия (хлеб, булочки). "Фудшеринг помогает разнообразить рацион нуждающихся, ведь к ним на стол поступают овощи, фрукты и другие полезные продукты, которые наши благополучатели зачастую не могут себе позволить. В 2023 году объём фудшеринга в рамках сотрудничества с ретейлом увеличился. Вместе с партнёрами мы планируем масштабировать эту социально–экологическую технологию", — говорит Назарова.
Пути для развития
Участники программ отмечают, что для эффективного внедрения фудшеринга в России необходима налаженная инфраструктура перераспределения товаров — от бизнеса к благополучателю. Благотворительный фонд "Банк еды “Русь”" для этого развивает собственную национальную сеть: в настоящий момент это 16 региональных отделений и обширная сеть из 400 партнёрских организаций. За счёт этого деятельность фонда охватывает 60 регионов.
"Фудшеринг как технология с двойным эффектом, экологическим и социальным, помогает компаниям двигаться в сторону замкнутого цикла и достигать целей устойчивого развития, а это значительно повышает инвестиционную привлекательность и налаживает диалог с властью. При этом основным драйвером, конечно, остаётся высокая миссия — сберегать ресурсы и сохранить планету для будущих поколений", — резюмирует Юлиа Назарова.
Собеседники "ДП" отмечают, что развитию фудшеринга помогла бы отмена НДС на благотворительные отгрузки (сейчас утилизация продуктов обходится в 2–3 раза дешевле, чем передача нуждающимся). Также бизнесу нельзя передавать некоторые категории продуктов, в том числе животного происхождения, что тоже ограничивает возможности инициативы.