Вышедший в прокат в октябре фильм Александра Войтинского "По щучьему велению" заработал свыше 2 млрд рублей, став одной из самых кассовых лент 2023 года. Чем сказки притягивают зрителей.
Новый год отечественному кинозрителю предложат начать тоже со сказки — 1 января в прокат выйдет новая киноверсия "Бременских музыкантов". Авторы потенциально кассового хита настаивают, что, несмотря на явные отсылки к известнейшему советскому мультфильму (включая музыку Геннадия Гладкова), ремейком их работу всё–таки называть не стоит. Знакомый сюжет предварит рассказ о детстве Трубадура и его знакомстве с музыкальным квартетом, состоящим из Петуха, Осла, Кошки и Пса.
Ожидаемые премьеры 2024 года
В марте, едва аудитория успеет выдохнуть, ей в кинотеатрах предложат "Летучий корабль" Ильи Учителя, в апреле ожидается "Сто лет тому вперёд" Александра Андрющенко (экранизация фантастической повести Кира Булычева), в декабре стартует "Волшебник Изумрудного города" Игоря Волошина и буквально следом "Финист. Первый богатырь" Дмитрия Дьяченко (часть хорошо известной франшизы).
В российском кино уже не просто ожидается, а начался бум сказок, который продолжится в ближайшие несколько лет. Об этом же говорит выросшее количество заявок на питчингах Фонда кино и министерства культуры.
В разработке находятся несколько десятков сказочных историй. Например, этой осенью продюсерская компания "Марс Медиа" приобрела права на экранизацию произведений Павла Бажова "Хозяйка Медной горы", планируя создать "Вселенную Урала". Первый фильм, открывающий новый киномир, начнут снимать в следующем году.
Также нас ждут новые версии популярнейших сказок: "Буратино" Игоря Волошина, "Илья Муромец" Карена Оганесяна, "Огниво" Александра Войтинского, "Золотой петушок" Рената Давлетьярова, "Руслан и Людмила" Руслана Мосафира; сказки, снятые по оригинальным сценариям: "Колотун" Олега Гусева, "Василиса, королева лайков" Павла Лунгина, "Огниво против волшебной Скважины" Анджея Петраса, "Последний богатырь. Наследие" Антона Маслова, "Молодая Яга" Кима Дружинина. А ещё на подходе сиквел "Чебурашки" (авторы обещают бОльший масштаб и размах) и даже мюзикл с несколько угрожающим названием "Чебурашка будет вечно жить с нами".
Как снимали сказки в СССР
Предыдущий мощный интерес к теме сказок в отечественном кинематографе пришёлся на 1970–е и первую половину 1980–х. Хотя этот жанр, разумеется, был востребован зрителем и успешен в прокате и до начала 1970–х.
Первой советской киносказкой стала дебютная работа Александра Роу — "По щучьему велению" (1938), положившая начало жанру в целом и его фольклорному направлению. Следом вышли "Руслан и Людмила" (1939) Ивана Никитченко и Виктора Невежина, "Василиса Прекрасная" (1939) и "Конёк–Горбунок" (1941) (оба — Александра Роу). С началом войны наступила пауза в развитии жанра, но спустя всего две с небольшим недели (27 мая 1945 года) по её окончании в прокат вышел "Кащей Бессмертный", снятый режиссёром Роу и содержащий ироничные отсылки к "Нибелунгам" Фрица Ланга. Затем настал черёд обаятельной "Золушки" (1947) Надежды Кошеверовой, которую посмотрели более 18 млн зрителей. После ещё одного короткого перерыва, пришедшегося на позднесталинский период, производство киносказок поступательно стало расти — это были как численно преобладавшие киноверсии народных сказок, былин, легенд, сказаний или их литературных обработок ("Илья Муромец", "Марья–искусница", "Волшебная лампа Аладдина", "Каменный цветок", "Принцесса на горошине", "Ослиная шкура"), так и экранизации современных авторов ("Старик Хоттабыч", "Сказка о потерянном времени", "Королевство кривых зеркал", "Город мастеров").
Ряд киносказок помимо серьёзного зрительского признания, выражавшегося в численности аудитории, получил высокую оценку и профессионального киносообщества. Например, "Каменный цветок" (1946) и "Садко" (1952) Александра Птушко, каждый в своё время, были отмечены жюри Каннского и Венецианского кинофестивалей.
А ещё это, конечно же, была возможность технически продвигать и развивать кинопроизводство, пробовать различные новшества (широкоэкранная съёмка, стереокино), делать открытия в области комбинированных съёмок, создавая зрелищные, высокохудожественные работы с узнаваемым авторским стилем.
Почему такие фильмы популярны
Помимо первичной — развлекательной — функции сказка в советском кино выполняла и неочевидные: в сюжете, репликах и поступках героев содержалось (и это не было редким явлением) двойное послание, которое, разумеется, считывалось не детьми, а взрослыми. Эта функция оказалась весьма влиятельна и значима, она развивалась и усложнялась, позволяла бесхитростным на первый взгляд историям подниматься на совершенно иной уровень, однако когда Советский Союз прекратил своё существование, в новой реальности и при отсутствии конкретных идеологических установок создававшийся несколькими поколениями режиссёров киноязык по сути перестал работать. Теперь требовались новые сказки, необходимо было искать и придумывать новых героев и сюжеты, но изменившаяся действительность в волшебных историях перестала нуждаться.
Ещё одна важнейшая функция киносказки — терапевтическая. Психологический эффект сказок доказан давно и более чем убедительно. В сложные и тёмные периоды люди обращаются к волшебным и героическим сюжетам, где действуют архетипические персонажи и в чью основу положен реальный человеческий опыт. Переживая вместе с героями многочисленные перипетии, слушатели, читатели, а позднее — зрители, проходят психотерапевтический экспресс–курс, разбираются с собственной идентичностью, а заодно получают определённые нравственные и этические установки, которые впоследствии могут быть применимы в реальности.
Нетрудно заметить — современные российские режиссёры не только выбирают для своих экранизаций знакомые сюжеты, на которых выросло не одно поколение кинозрителей, а значит, и потенциальная аудитория для новых киноверсий, но и предпринимают попытки создать новые вселенные, в которых тем не менее сознательно или бессознательно проявляется советское кинонаследие, к слову, настолько богатое и разнообразное, что вдохновляться им можно ещё очень долго. Впрочем, в любом случае в ближайшие несколько лет нас всех ждёт сказочный ренессанс. Главное, чтобы количество переросло в качество, результаты оказались действительно художественными, а зритель сумел "переварить" то количество волшебных историй, которое кинематографисты планируют ему предложить.