Госдума в первом чтении приняла поправки, обязывающие нотариусов соблюдать "антиотмывочные" процедуры. Изменения затронут и кредиторов, активно использующих нотариат для взыскания задолженности.
Поправки ко второму чтению должны быть представлены не позднее 10 января 2024 года, следует из информации в системе обеспечения законодательной деятельности. После окончательного принятия законопроекта нотариусы будут обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях документированного отказа в совершении нотариального действия. В том числе — по исполнительным надписям при наличии достаточных оснований, что такие действия могут быть использованы для отмывания доходов или финансирования терроризма.
Схемы использования исполнительной надписи
Термин "исполнительная надпись нотариуса" в российской практике появился в 2016 году. Фактически этот инструмент приравнивается к исполнительному листу, но последний выдаётся только по решению суда, а надпись можно получить у любого нотариуса. При условии, что кредитор предусмотрел такую возможность в договоре. Кредитор предъявляет нотариусу документы, что он предоставил ссуду и факт прекращения заёмщиком платежей. Нотариус проставляет на документах надпись, с ними кредитор может напрямую обращаться к судебным приставам или заниматься взысканием самостоятельно.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что нотариусы фигурируют в схемах отмывания доходов. Одна из них — совершение исполнительных надписей о принудительном взыскании средств по договорам для легализации преступных доходов. По данным финорганизаций, объём таких сомнительных операций в 2022 году превысил 3 млрд рублей. С момента наделения банков в январе 2023 года правом отказать в совершении операций по исполнительным документам нотариусов кредитными организациями пресечено таких операций на 2,6 млрд рублей.
Авторы законопроекта не поясняют, на основе каких источников появились подобные расчёты. По итогам 2019 года, например, глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин говорил о 5 млрд рублей, то есть сокращение объёмов — очевидно.
Ведомство в 2018 году раскрывало некоторые подробности нелегальных схем с применением исполнительных надписей. Скорее всего, в процесс были вовлечены фирмы–однодневки, а не легальные банки–кредиторы: оформляется договор займа без фактического перевода денежных средств. Затем псевдокредитор обращается к нотариусу и получает документ для взыскания, таким образом, "полученная" затем сумма имеет все признаки легальности. Страдали и добросовестные юрлица, в отношении которых могли предъявлять фиктивные договоры о ссудах.
Для сравнения: ЦБ РФ к сомнительным относит мошеннические списания со счетов, в том числе через фишинговые сайты или с применением социальной инженерии. Их среднеквартальный объём составляет 4 млрд рублей.
Для самого нотариата с новыми требованиями почти ничего не изменится: они просто начнут уведомлять Росфинмониторинг об отказах в оказании нотариальной услуги. Главное "антиотмывочное" ведомство же по мере накопления данных начнёт применять собственные механизмы привлечения к ответственности или кредитора, или должника.
Впрочем, нотариальные надписи активно используют не только в теневом секторе. Для банкиров это удобный инструмент ускорить взимание просроченной задолженности.