Отмена двойного НДС при продаже автомобилей с пробегом между юрлицами станет ощутимой помощью автодилерам. Однако цены на машины вряд ли снизятся.
В декабре Госдума приняла закон об отмене двойного взимания налога на добавленную стоимость (НДС) при перепродаже автомобилей и мотоциклов с пробегом между юридическими лицами.
Напомним, НДС 20% оплачивается в первый раз с полной стоимости автомобиля при его производстве или импорте юридическим лицом. При дальнейшей перепродаже между физическими лицами оплачивать его повторно было не нужно, а вот при сделке между компаниями его взимали с полной стоимости авто. С будущего года НДС будут уплачивать только с разницы в цене.
По оценкам участников рынка, до 90% перепродаж машин в стране происходило между частными лицами. Либо же физическое лицо было задействовано как посредник в перепродаже авто с пробегом между автосалонами.
Из–за дефицита новых легковых автомобилей и роста цен на них спрос перетекает на рынок подержанных машин. Международные санкции коснулись рынка автомобилей с пробегом в наименьшей степени. По этой причине дилеры, очевидно, хотели бы упрочить свои позиции на нём. По словам представителей отрасли, для покупателей тоже есть плюсы: покупка у автодилера повышает надёжность сделки.
Подешевеют ли подержанные машины
В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) нововведения приветствовали, заявив, что они необходимы для развития цивилизованного рынка подержанных автомобилей в стране.
“
"Реформа НДС, на мой взгляд, станет катализатором новых возможностей как для автомобильного рынка, так и для всей экономики. Принятие закона позволит повысить прозрачность авторынка, улучшить качество услуг для потребителя и значительно увеличить объём налоговых поступлений в бюджет государства", — прокомментировал президент РОАД Алексей Подщеколдин.
По его оценке, ранее маржа со сделок по продаже легковых машин с пробегом между юрлицами в среднем составляла около 10%, в то время как ставка НДС — 20%. Таким образом, этого сегмента рынка, можно сказать, не существовало.
После отмены НДС автодилеры смогут приобретать автомобили в одном регионе, а продавать — в другом, говорит директор по развитию сети дилерских центров "Прагматика" Александр Шапринский. Это позволит компаниям, которые занимаются перепродажей автомобилей с пробегом, расширить выбор для клиентов, что положительно скажется на окончательной стоимости машины для потребителя, полагает он.
По оценке Шапринского, интерес дилеров к рынку автомобилей с пробегом вырос с начала пандемии коронавируса и последующего дефицита новых машин на стоках дилерских центров. "Этот тренд и сегодня не теряет актуальности. Автомобили с пробегом — это полноценный цивилизованный бизнес, у многих компаний его уже можно считать основным, а не вспомогательным. Он развивается с такой же скоростью, что и рынок новых машин", — подчёркивает собеседник "ДП".
Впрочем, не все эксперты придерживаются мнения о том, что нововведения приведут к снижению цен на вторичке.
“
"На цены влияют спрос и предложение, а также финансовые возможности покупателя. А новый автомобиль в течение ближайшего года могут себе позволить менее 1% населения", — отмечает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт–Петербург Артём Голубев.
По его мнению, принятые поправки в законодательство могут либо приостановить рост цен, либо — если баланс спроса и предложения в будущем качнётся в пользу последнего — ускорить их падение. "Вторичный рынок сегодня относительно стабилен. Возможности ввозить авто с пробегом ограничены не только логистическими трудностями (прежде всего со странами Евросоюза), но и доходами граждан. В целом же налоговые нововведения позитивны, но они не способны как–то значительно повлиять на доступность даже подержанных авто для широкого круга населения", — рассуждает Артём Голубев.
По оценке аналитиков из агентства "Автостат", в 2022 году автодилеры страны продали 432,6 тыс. автомобилей с пробегом — на 44% меньше, чем годом ранее. Это составляет около 9% от общего объёма вторичного рынка легковых машин. При этом в последние годы эта доля снижалась. Так, в 2020–м доля официальных дилеров в структуре вторичного рынка составляла 14,5%, в 2021–м — 13%. После принятия поправок можно ожидать роста доли до 35%, предположил основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль в разговоре с "Автостатом".
Каков возраст автопарка России
По данным на начало 2023 года (более новых пока нет), средний возраст легкового автомобиля в России составлял почти 15 лет. Этот показатель растёт: год назад средний возраст машин в стране был чуть меньше 14 лет.
Этот показатель несколько различается в зависимости от региона. Максимальный — более 21 года — возраст легковых автомобилей на Дальнем Востоке. Минимальный — чуть более 13 лет — в Приволжье. Москва и Петербург в целом укладываются в среднюю по стране цифру (более подробно см. инфографику).
Рынок подержанных автомобилей в этом году растёт и в штуках, и в денежном выражении. Так, за период с января по сентябрь 2023 года автодилеры России продали более 5 млн машин с пробегом — на 27% больше, чем годом ранее. Наполнение спроса частично обеспечивает импорт: за 10 месяцев в страну ввезли 889,4 тыс. легковушек — почти втрое больше, чем в прошлом году, подсчитали аналитики агентства. Основную часть — более 60%, или 546,8 тыс., — составили новые машины, ещё 40%, или 342,6 тыс., — подержанные.
За первое полугодие средний чек на новые авто вырос на 12%, до 1,9 млн рублей, а на подержанные — на 18%, до 1,3 млн. В Петербурге разброс меньше: по оценке "Автостата", новые автомобили в городе продают в среднем за 1,8 млн рублей, с пробегом — за 1,4 млн.
Растёт и доля покупок в кредит: по оценкам участников рынка, сегодня она составляет примерно 40%, а срок кредита достигает 8 лет. Как подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), в октябре средний чек автокредита составил 1,56 млн рублей: это на 47,1% больше, чем в октябре 2022–го (когда он был 1,06 млн). Это очередное рекордное значение данного показателя.
Всего же за 10 месяцев банки страны выдали автокредитов на 1,03 трлн рублей — на 88% больше, чем за аналогичный период прошлого года (0,55 трлн в январе–октябре 2022 года). Больше всего автокредитов взяли в Москве (на общую сумму 93,3 млрд рублей), Московской области (72,3 млрд) и Санкт–Петербурге (61,5 млрд рублей).
После того как Центробанк РФ в конце октября поднял ключевую ставку до 15%, нижняя планка стоимости автокредитов в ряде банков превысила 20% годовых. В декабре ключевую ставку подняли до 16%. Таким образом регулятор пытается охладить этот сегмент рынка.