Профессиональная подготовка всегда считалась важнее навыков коммуникации. И не зря, уверены ведущие работодатели Петербурга.
Поэтом можешь ты не быть, но экстравертом быть обязан
Сто лет назад Гарвардский университет, Стэнфордский исследовательский центр и Фонд Карнеги выяснили, что 85 % успеха в профессиональной деятельности зависит от sоft skills (мягких навыков) и лишь 15 % приходится на hard skills (жёсткие навыки). До сих пор эту идею удобно монетизировать, потому что soft skills, как правило, не поддаются измерению, в отличие от фундаментальных профессиональных знаний. Вузы вводили в своё расписание профильные курсы, а блогеры заработали не один миллион рублей на желании подписчиков стать успешнее. Причём зарабатывать на этом стремлении намного удобнее, если каждый сезон объявлять моду сначала на гибкие навыки, а потом на жёсткие, чтобы окончательно дезориентировать соискателя. Недавнее исследование аналитического центра НАФИ удивляет ещё больше. Так, по данным опроса, недовольные своей карьерой люди уверены, что для продвижения по службе важнее жёсткие навыки: глубокие знания по профилю, цифровая грамотность, знание профильных IT-решений и программ. В то время как работники, оценивающие свою карьеру как успешную, выделяют среди ключевых навыков в основном гибкие: умение брать на себя ответственность, слаженно работать в команде и быстро обучаться. И хотя точной корреляции между типом личности и набором навыков нет, но чаще всего получается, что задумчивые и нелюдимые интроверты отсиживаются в сторонке, пока экстраверты строят карьеру. Следует ли из этого, что на карьерный рост влияет исключительно умение налаживать связи?
“
"На самом деле харды крайне важны для работодателей, особенно в текущее время, когда задачи могут меняться быстро, информации очень много, а новые технологии постепенно входят во все профессии: и в работу продавца, и в работу инженера. Именно харды в первую очередь проверяют работодатели при поиске специалистов через тестовые задания", — рассказала "ДП" руководитель пресс-службы hh.ru в СЗФО Мария Бузунова.
При этом в hh.ru отмечают, что hard skills нарабатываются достаточно быстро, а вот soft skills приобретаются в 1,5–2 раза дольше, чем обычные профессиональные навыки. И они также нужны для работы как новичкам, так и тем, кто недавно попал в профессию или новую компанию. Однако многим руководителям и рекрутерам знакома ситуация, когда кандидаты успешно презентуют себя в рамках собеседования. Но если дело касается выполнения нестандартных задач, с которыми человек раньше не встречался, одной презентации оказывается недостаточно:
“
"Soft skills важны, но они не могут полностью заменить hard skills, включающие в себя способность к аналитическому мышлению, знания технологий и методик работы в определённой области", — подтвердила старший консультант кадровой компании UTEAM Гульнара Мельникова.
Между силой и харизмой
Чтобы разобраться, какие навыки действительно важны, мы обратились к работодателям. Само собой, в зависимости от профиля компании требуемые навыки будут разными. Но, согласитесь, должно быть в человеке что–то такое, что помогает ему выжить на любой работе. Например, многие уверены, что для инженерных и IT-компаний важнее всего только твёрдые профессиональные навыки. Но в условиях жёсткоконкурентного рынка соискателя ситуация давно изменилась.
Так, в дирекции по управлению персоналом ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" рассказали "ДП", что считают soft skills компетенциями будущего, а из двух работников, обладающих одинаково высоким уровнем профессионализма, успешнее станет тот, кто развивает свои личностные и управленческие компетенции.
В компании VK при рассмотрении кандидатов на вакансии рекрутеры в первую очередь обращают внимание не только на навыки, но и на мотивацию, соответствие культурному коду компании, готовность обучаться и развиваться.
“
"Часто считается, что hard skills важны для разработчиков, а soft skills — для менеджеров, но на самом деле и те и другие в работе используют оба типа навыков. “Хардовые” навыки нужны при экспертной и созидательной работе, и здесь речь не только о программировании, но и о других задачах: от написания текстов и создания макетов дизайна до принятия инвестиционных решений", — рассказала директор по привлечению талантов VK Наталия Сычёва.
Впрочем, превалирования одной категории навыков над другой в компании не происходит. В VK подчёркивают, что успех зависит от удачного сочетания hard и soft skills, которое должно быть в балансе. Ведь любая, даже безупречно сделанная работа может быть неудачно подана, и успех технологически ценных решений в условиях большой конкуренции зависит в том числе и от грамотного маркетинга и продвижения.
"Всем рано или поздно нужно коммуницировать — объяснять принятые решения, защищать их перед руководством, передавать опыт коллегам или перенимать его у менторов и т. д.", — рассказали "ДП" в VK.
В крупнейшей биотехнологической компании BIOCAD прежде всего приветствуют наличие высшего профильного образования у соискателей.
“
"При поиске и найме новых сотрудников мы формируем требования и характеристики к соискателям исходя из направления вакансии и бизнес-"задачи", которая стоит перед HR. Помимо развитых hard и soft skills соискателю необходимо разделять ценности и миссию компании. Есть ряд вакансий, например в наших R&D центрах (центры исследования и развития. — Ред.), для которых критически важна академическая подготовка", — поделилась с "ДП" заместитель генерального директора по персоналу BIOCAD Валентина Иост.
Большое внимание адаптивности, гибкости и проактивности уделяют в Melon Fashion Group. В компании рассказали, что в непростых рыночных условиях взяли курс на молодые таланты, плотно сотрудничая с вузами. При этом востребованность определённых навыков в большей степени зависит от специфики направления.
“
"Если это подразделения, связанные с аналитикой, точными данными и цифрами, то больше актуальны hard skills. Если это творческие профессии — дизайнеры одежды и графические, байеры, стилисты и т. п., — то при подборе уделяем внимание soft skills — горящим глазам, интересу к развитию, умению мыслить вне рамок и открытости к изменениям и всему новому", — поделились в Melon Fashion Group.
При этом в hh.ru отмечают, что среди наиболее важных и универсальных навыков, которые полезны для разных профессий, можно выделить умение работать в команде, грамотную речь, пользование ПК, организаторские навыки, ведение переговоров и работу с большим объёмом информации.
Хочешь профессионала — вырасти его сам
Всё чаще компании вкладываются в развитие профессиональных навыков своих сотрудников, понимая, что так инвестируют в своё будущее. В дирекции по управлению персоналом ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" отмечают, что за последние 10 лет требования к соискателям стали намного выше. В свою очередь компания ведёт программу корпоративного обучения для своих сотрудников, которая состоит из профессионального обучения, курсов повышения квалификации и обучения по развитию гибких навыков.
“
"Нельзя сказать, что успех любого сотрудника может зависеть в большей степени от уровня развития его управленческих и личностных компетенций или же от профессиональных навыков. Не зря считается, что самый лучший управленец — это тот, кто прошёл много ступеней, от рабочего до руководителя, поскольку он обладает большой профессиональной экспертизой", — отметили в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
В BIOCAD подчеркнули, что постоянно вкладываются в обучение и развитие сотрудников. "Для работы в сфере биотехнологий требуются особые специфические компетенции и навыки, для этого мы создаём углублённые образовательные программы внутри компании, развиваем систему внешнего обучения и формируем кадровый резерв из подрастающих специалистов благодаря совместным программам с вузами", — рассказала "ДП" Валентина Иост. Корпоративные образовательные проекты доступны всем сотрудникам компании, формируются на основе бизнес–потребности организации и направлены на достижение стратегических целей. Так, у каждого сотрудника есть индивидуальный план, благодаря которому он может развивать компетенции по новым направлениям или углублять знания по текущей специализации, опираясь на тренды российского и зарубежного рынков. "Помимо развития профессиональных компетенций в компании есть отдельный блок обучения по soft skills для всех сотрудников и специальная программа по управленческому обучению для руководителей", — добавили в BIOCAD.
В компании Melon Fashion Group в корпоративном обучении учитывается комбинаторика двух направлений (hard и soft skills) и составляются программы, закрывающие все потребности. "По нашим наблюдениям, гораздо эффективнее набирать специалистов, которые разделяют ценности компании, а затем передать им знания и навыки, обучать новым программам", — отметили в Melon Fashion Group.