Спрос на автомобили в России в минувшем году удивил и производителей, и автодилеров. Найти новых партнёров и запустить локальную сборку машин на местных заводах оказалось непросто. Автокластер Петербурга, в прежние годы выпускавший четверть новых легковых машин в стране, так и не оттолкнулся от дна.
В минувшем году федеральные власти значительно усилили защиту авторынка России от глобальных иностранных брендов, в том числе за счёт роста таможенных пошлин и ставки утильсбора. Чуть позже была увеличена и ключевая ставка (на данный момент она составляет 16%).
Спрос на новые машины в целом возвращается на отметки, которые были ранее. Но пока покупателям могут предложить либо Lada, либо импортные автомобили из Китая, либо европейские авто с пробегом.
“
"Цена неадекватная, ставки неадекватные. Модельный ряд стал однотипным: слишком много машин в одной и той же нише: стоимость 3 млн, кроссовер, передний привод, двигатель объёмом 1,5 л", — характеризует рынок сооснователь и директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.
По оценке экспертов, отечественному авторынку сегодня нужен какой-то прорыв, как это было когда-то с появлением Kia Rio и Hyundai Solaris российской сборки. Стране нужен современный автомобиль местной сборки с двигателем от 1,6 л при стоимости условно в 1 млн рублей. Пока что-то подобное предложил, пожалуй, только "АвтоВАЗ". Но и он, упрочив свои позиции на федеральном уровне, не смог полноценно перезапустить бывший завод Nissan, доставшийся ему в Петербурге.
Почему не работали автозаводы Петербурга в 2023 году
Петербургский автопром после бурного развития оказался в тупике ещё в конце 2022 года. К тому времени в городе и области закрылись автозаводы General Motors, Ford и Toyota, а затем был национализирован местный Nissan. Вследствие этого объём производства автомобилей в городе пережил крупнейшее падение за всю свою историю.
Обвал продолжился и в 2023-м. По итогам 11 месяцев минувшего года автопром города снизился ещё на 94% к январю-ноябрю 2022 года, подсчитали в Петростате. Это произошло на фоне беспрецедентного роста промышленности города в целом. Кроме того, в России автопром за тот же период увеличил промпроизводство на 12,7% говорится в данных Росстата. Отметим, что ремонт и монтаж машин в Петербурге продемонстрировал умеренный оптимизм: снижение его объёмов к прошлому году составило около 11%.
Причиной такого крутого пике стало то, что автопредприятия города простояли и второй год, так и не запустив массовое производство.
Бывший автозавод Toyota в Шушарах в конце марта 2023 года перешёл в ведение структур Минпромторга РФ. Предприятие было решено передать государственному концерну "Алмаз-Антей", чтобы начать выпуск гражданских грузовиков и электрокаров. В том числе, электрокроссовер E-Neva будет построен на оригинальной платформе, разработанной петербургским Обуховским заводом. В рестарт автозавода вложат 35–37 млрд рублей. Запустить производство грузовиков БАЗ планируется в 2024 году, электромобилей E-Neva — к 2027-му.
Почему не заработал завод "АвтоВАЗа" в Петербурге
Завод Nissan, расположенный в Приморском районе Петербурга, японский концерн передал структурам Минпромторга в конце 2022 года. Затем актив передали "АвтоВАЗу", который через четыре месяца запустил на нём крупноузловую сборку кроссовера Lada X-Cross в кооперации с китайским партнёром. Тогда же было озвучено, что в 2024 году на заводе начнут производить седаны класса D, а на полную мощность в 100 тыс единиц в год он выйдет к 2027 году.
Однако полноценное серийное производство Lada X-Cross так и не началось, также как и его продажи у дилеров, — что изначально планировалось сделать в третьем квартале 2023 года. По данным открытых источников, на начало ноября было собрано чуть более 100 таких автомобилей.
В ноябре автоконцерн переименовал петербургский завод, убрав из названия слово "Лада": в ООО "Автозавод Санкт-Петербург". В компании отказались от комментариев, а телеграмм-канал "Русский автомобиль" предложил, что это могло быть связано с расширением санкционного списка Минфином США: в него включили "АвтоВАЗ".
А в конце года государственный автоконцерн и вовсе перестал быть собственником ООО "Автозавод Санкт-Петербург": новым владельцем 100% долей его уставного капитала с 20 декабря 2023 года стало ООО "Лада Авто Холдинг", единственный собственник которого — государственный ФГУП НАМИ, говорится в данных "Контур.Фокус". "ДП" обратился за комментариями к компаниям.
На итоговом годовом совещании совета директоров "АвтоВАЗа" этот момент не озвучивался. Вместе с тем, президент автоконцерна Максим Соколов незадолго до этого рассказывал, что ожидает полноценного запуска работы предприятия в 2024 году.
Что будет с заводом Hyundai в 2024 году
Петербургский завод корейской компании входил в тройку крупнейших в стране, имея производственную мощность более 200 тыс. автомобилей в год. Вторая его площадка в Петербурге — бывший завод General Motors, где планировалось запустить сборку Hyundai Tucson, Hyundai Palisade и Kia Sportage.
Действующее предприятие приостановило работу в марте 2022 года из-за трудностей с поставками комплектующих. На нём несколько раз пытались перезапустить конвейер, но не смогли найти поставщиков для значительной части автокомпонентов. Некоторый объём производства удалось наладить, выпуская кузова для модели Hyundai Solaris, их отправляли "отвёрточному" партнёру в Казахстане.
В середине декабря корпорация всё же объявила о планах продажи завода. Как сообщали, покупателем станет компания "Арт-Финанс".
Стоимость сделки составила 140 тыс. вон (около 10 тыс. рублей), писало южнокорейское издание Chosun. Таким образом, как и предполагал ранее "ДП", скорее всего речь идёт о неком варианте временного управления с возможностью обратного выкупа. "Такой вариант мне кажется наиболее оптимальным. Для Hyundai — потому что завод не будет "пустовать", для покупателя — потому что он получит действующий завод и сможет наладить какое-то производство, а потом немного заработать на возврате, для государства — потому что площадка продолжит работу, сохранятся рабочие места", — пояснил доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
Перезапустить автозавод планируется не позднее середины 2024 года, сообщил ТАСС глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
Добавим, что правительство страны решило продлить механизм параллельного импорта автомобилей на 2024 год. Ожидается, что перечень производителей и номенклатуры будет постепенно сокращаться. Вместе с тем, власти уже сообщили о планах поддержать тех, кто начнёт производство в России и будет локализовывать его. Объём госпрограммы льготного автокредитования на 2024 год составит 17,5 млрд рублей.