В конце ушедшего года в ряде российских регионов была зафиксирована вспышка коклюша. Массовые заражения произошли и в Петербурге. Опрошенные "ДП" эксперты считают, что всплеск заболеваемости вызван снижением коллективного иммунитета из–за недостаточных масштабов вакцинации.
Главный симптом — кашель
Коклюш всегда считался детским заболеванием. Однако, по словам Екатерины Демьяновской, врача–эксперта лаборатории "Гемотест", взрослые люди, причём даже вакцинированные в детстве, тоже подвержены опасности, так как с возрастом иммунитет к возбудителю заболевания угасает. Впрочем, доля взрослых по–прежнему невелика. По подсчётам Регины Григорьевой, ведущего врача–педиатра сети "Ниармедик", на пациентов старше 18 лет приходится не более 5% случаев коклюша.
Кроме того, во взрослом возрасте заболевание, как правило, протекает легче. "Хотя человека всё равно может 3–4 недели беспокоить мучительный кашель, который значительно снижает качество жизни: мешает нормально спать, есть, не даёт заниматься спортом", — говорит Екатерина Демьяновская.
Намного тяжелее протекает коклюш у детей. По данным ВОЗ, это заболевание до сих пор остаётся одной из определяющих детскую смертность причин. "В самом худшем случае без своевременного оказания врачебной помощи осложнения могут вызвать летальный исход от коклюшной энцефалопатии с гипоксическим отёком мозга и внутричерепным кровоизлиянием, — предупреждает Ольга Шарапова, главный врач ГКБ им. В. В. Виноградова. — Наиболее тяжело это заболевание переносят малыши первых 3 месяцев жизни".
Анна Никитёнок, заведующая педиатрическим отделением клиники "Мой медицинский центр" на Малой Конюшенной, добавляет, что осложнения коклюша могут быть связаны с наслоением вторичной инфекции: бронхита, пневмонии, ателектазов. "У маленьких детей приступ кашля может приводить к остановке дыхания, вплоть до полного его отсутствия. Поэтому дети до года подлежат обязательной госпитализации при малейшем подозрении на коклюш. Наконец, коклюшная инфекция может способствовать обострению любого имеющегося хронического заболевания", — комментирует специалист.
Проблемы диагностики
По словам Евгения Гвоздика, врача–терапевта медтехкомпании "Доктор рядом", самостоятельно заподозрить коклюш можно по приступообразному, сопряжённому со спазмами и свистящими звуками кашлю, доходящему иногда до рвоты.
“
"Кашель происходит на выдохе, с шумным затруднённым вдохом за счёт спазма голосовой щели, — поясняет Анна Никитёнок. — Во время приступа кашля пациент имеет характерный внешний вид — покрасневшее лицо, набухшие сосуды шеи, открытый рот, высунутый язык, выпученные глаза, слезотечение. При тяжёлом приступе кашля возможны даже остановка дыхания и развитие судорог. При коклюше, в отличие от других инфекционных заболеваний, наблюдается кашель смешанного генеза — приступ начинается с раздражения кашлевых рецепторов слизистых дыхательных путей, а затем включается кашлевой центр, располагающийся в головном мозге, что и обуславливает такую навязчивость и тяжесть кашля".
Кроме того, по словам врача, в динамике у пациента может сильно повышаться температура, появляться другие респираторные симптомы, сопровождающиеся выраженной слабостью и утомляемостью.
При этом, как отмечает Светлана Серебрякова, врач–инфекционист Lahta Clinic, на ранних стадиях коклюш кажется обычной простудой. "Поэтому врачи часто не подозревают и не диагностируют его до тех пор, пока не появятся более серьёзные симптомы", — поясняет врач.
По мнению Любови Станкевич, директора по лабораторной медицине и производству компании "ЛабКвест" + "Q–Клиника", самый правильный способ распознать коклюш — провести исследование биоматериала из дыхательных путей методом молекулярной диагностики. То есть провести тест всем с недавних пор хорошо знакомым методом ПЦР.
"У нас диагноз до сих пор предпочитают ставить по характеру кашля, а не методами лабораторной диагностики, — говорит эксперт. — Проблема в том, что из–за отсутствия правильной диагностики этого заболевания его случаи остаются как бы в тени. Если человек тяжело кашляет, то делается вывод, что у него ОРВИ. Если долго кашляет — значит это астма".
Любовь Станкевич также отмечает, что в течение осени и до самого конца декабря лавинообразно нарастало количество исследований на антитела к возбудителю коклюша. "Но выявление антител не является подтверждающим доказательством инфекции, — поясняет эксперт. — Наличие антител показывает только то, что человек переболел или был вакцинирован. Определить по антителам, что вы болеете прямо сейчас, а не болели год или сколько–то лет назад, практически невозможно. Поэтому коклюш является как раз одной из тех инфекций, в которых антительный статус не может быть доказательством наличия заболевания в данный конкретный момент".
Вакцинация необходима
По словам Любови Станкевич, основная проблема при лечении коклюша заключается в том, что приступы кашля практически невозможно снимать, они плохо подавляются.
“
"При тяжёлом течении кашель достаточно сложно купировать быстро, — подтверждает Екатерина Демьяновская. — Заболевание лучше всего поддаётся лечению на ранних стадиях и при лёгком течении. Обычно в зависимости от клинической картины применяются противокашлевые или муколитические препараты. Уничтожить бактерию также помогают антибиотики широкого спектра действия. В тяжёлых случаях, например при отёке верхних дыхательных путей, подключают глюкокортикостероиды. Подбирать подходящие лекарства должен врач, учитывая тяжесть симптомов и состояние заболевшего. Однако даже при правильно подобранном лечении коклюш длится около 7 недель, а приступы кашля могут и вовсе сохраняться в течение нескольких месяцев".
Поскольку коклюш очень заразен, то единственным способом избежать заболевания является вакцинация.
"Она позволяет сформировать иммунитет к коклюшу после введения в организм специальных иммунобиологических препаратов, — рассказывает Регина Григорьева. — Даже если коклюшем вы не болели, но прививку делали более 10 лет назад, лучшей мерой профилактики может стать её обновление".
Евгений Гвоздик считает, что именно отказом от иммунизации вызвана нынешняя вспышка коклюша в России. Причиной могут быть также большие миграционные потоки из стран с плохо развитой санитарно–эпидемиологической службой.
Впрочем, по словам Екатерины Демьяновской, для коклюша в целом характерны циклические подъёмы заболеваемости — вспышки случаются примерно один раз в 3–4 года. Возможно, сейчас мы находимся как раз на пике одного из таких циклов.