"ДП" пишет "Историю петербургских новостей". Именно так называется наш специальный проект, в котором мы выделяем самые значимые события в мире бизнеса и экономики, случившиеся за последнюю неделю. А затем вспоминаем, о чём писал "Деловой Петербург" в эти же даты много лет назад.
Главные новости Петербурга на неделе с 8 по 13 января 2024 года:
- Финляндия продлила сроки закрытия границы с Россией. Ограничения будут действовать как минимум до 11 февраля.
- Бывший завод Hyundai в Петербурге "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" после долгого простоя возобновил работу. После этого стало известно, что на предприятии запустили сборку популярных моделей корейских брендов Hyundai и Kia: Solaris и Rio.
- Российский разработчик офисного программного обеспечения "Новые облачные технологии" поставит 15,5 тыс. лицензий "МойОфис Стандартный" государственным структурам и организациям Петербурга. Новое ПО заменит продукты Microsoft в Смольном.
В эти же даты 15 лет назад "Деловой Петербург" писал о резком росте курса доллара, возможной сделке по покупке сети "Лента" американским гигантом розничной торговли Walmart и об оттоке грузов из портов прибалтийских стран. Но обо всём по порядку:
Год начали с девальвации рубля
Статья вышла в номере "ДП" 2813 от 12 января 2009 года. Автор — Геннадий Беляков.
В первый рабочий день года курс доллара вырос более чем на 1 рубль. Официальный курс американской валюты достиг 30,5331 рубля за доллар США — максимального уровня с осени 2003 года.
Первая сделка на торгах ММВБ по доллару в воскресенье прошла на уровне 30,86 рублей за доллар, что на 1,56 рубля выше уровня закрытия предыдущего торгового дня. Если бы не действия ЦБ РФ, поддержавшего национальную валюту, таким бы он и остался. Евро показал снижение — официальный курс снизился почти на 30 копеек, до уровня 41,1311 рубля.
Бивалютная корзина укрепилась к рублю на 50 копеек — новый уровень 30,52 рубля балансирует на грани расчётного коридора Минэкономразвития (МЭР) на 2009 год.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, отвечая на вопросы связанные с девальвацией рубля, назвал ориентиры, приводившиеся ранее МЭР, и не исключил значительного укрепления рубля уже в 2009 году. Честно говоря — вериться с трудом.
Согласно оценке Дмитрия Харлампиева, ведущего аналитика отдела макроэкономического анализа ОАО Банк "Петрокоммерц" в 2009 году, исходя из опубликованных МЭР прогнозных макроэкономических параметров, среднегодовая стоимость бивалютной корзины должна составить около 35,2 рублей.
Из прогноза МЭР получалось, что при текущем курсе пары евро/доллар на рынке FOREX в районе $1,34 за евро и стоимости корзины 35,2 рубля среднегодовой курс доллара должен был сохраниться на уровне 30,53 рублей, а евро — 40,91 рублей.
Прогноз аналитиков МЭР испытали на прочность в первый же день года. Правда, надо отдать должное ведомству Эльвиры Набиуллиной — среднегодовой прогноз по курсу доллара на 2009 год ещё сохраняет запас прочности. Аналитики МЭР ожидают курс доллара на уровне 31-32 рублей.
На точность прогноза повлияло неожиданное укрепление доллара к евро. Напомним, что когда 31 декабря валютные трейдеры на ММВБ заканчивали год пара евро/доллар находилась на уровне $1,4 за евро. За время праздников доллар укрепил свои позиции до уровня $1,34 за евро, что и вызвало столь резкое изменение курса доллара по отношению к рублю вкупе с очередным ослаблением к бивалютной корзине.
Девальвация рубля в первый же рабочий день во многом оправдала прогноз известного экономиста, президента консалтинговой компании НЕОКОН Михаила Хазина. В преддверии конца 2008 года Михаил Хазин говорил, что "Центральный банк уже внутренне сломался и ждёт только момента (для девальвации рубля). У меня есть ощущение, что какую-то девальвацию они проведут буквально в окрестностях Нового года. Если говорить совсем цинично — за 15 минут до окончания последнего рабочего дня этого года или в первые 10 минут первого рабочего дня следующего года". В новом году Михаил Леонидович сказал, что не удивлён тем, что его прогноз сбылся, объяснив это тем, что девальвация рубля — это естественный процесс, вызванный изменением внешнеторговых условий.
И действительно, цены на нефть пока поводов для радости не дают, но оставляют надежду рублю. В период праздников они порадовали небольшим восстановлением — цена барреля нефти марки Brent поднималась даже выше $50. Сейчас цены вернулись в район $45 за баррель. Но силы природы пока на стороне нефти и рубля — низкие температуры могут повысить спрос и стоимость нефти, поскольку в США ожидается похолодание, что вызовет повышение спроса на топливо.
Walmart вновь интересуется "Лентой"
Статья вышла в номере "ДП" 2813 от 12 января 2009 года. Автор — Амера Карлос.
Российское представительство американской Walmart — ООО "Истерн юроп холдинг", ЛЛК, зарегистрированное осенью 2008 года, вступило в АКОРТ. Как сообщили "ДП" несколько источников, представители американской сети Walmart с середины декабря 2008 года возобновили переговоры о покупке сети гипермаркетов "Лента". Кроме того, переговоры с акционерами "Ленты" о её покупке продолжают также несколько частных фондов, сообщил источник, знакомый с ситуацией. Однако в пресс-службе "Ленты" опровергли информацию о переговорах насчёт продажи. Получить комментарии в Walmart не удалось. Илья Белоновский, исполнительный директор АКОРТ, заявил, что не готов комментировать действия Walmart в России.
Американский ретейлер присматривается к российскому рынку с 2000 года. По словам Олега Бакуна, генерального директора консалтинговой компании Core Competences the Retail Evolution Company, активность Walmart вполне оправдана: на фоне финансового кризиса розничные активы подешевели в 6-10 раз. Ранее Walmart не мог договориться ни с одним ретейлером о покупке. В компании считали, что российский рынок сильно перегрет, а активы — переоценены. Олег Бакун считает, что привлекательный российский рынок теперь стал доступнее для прихода иностранных игроков. При этом по итогам 2008 года большинство крупных сетей показало рост продаж в 40-60%.
Долговая нагрузка Walmart на 1 октября 2008 года составляла $44 млрд. Ретейлер располагает денежными средствами в объёме $5,5 млрд. Walmart понизил прогноз прибыли на IV квартал 2008 года — декабрьские продажи в магазинах не оправдали ожиданий.
Порты Балтии теряют грузы
Статья вышла в номере "ДП" 2814 от 13 января 2009 года. Автор — Мария Мокейчева.
Порты прибалтийских стран в 2008 году столкнулись с серьёзным оттоком грузов. Нарастить показатели удалось лишь Риге и Клайпеде, остальные порты сокращают обороты.
К прошлой неделе об итогах работы в 2008 году отчитались почти все основные порты прибалтийских стран. Наилучшие показатели сумел продемонстрировать порт Риги. Уровень в 29,6 млн тонн на 14% превышает прошлогодние данные. Таких показателей удалось достичь за счёт резкого — на треть — увеличения перевалки угля, который составляет теперь почти половину всех грузов порта.
В то же время второй по величине порт Латвии в Вентспилсе сократил грузооборот на 8%. Основное падение пришлось на нефть и нефтепродукты, перевалка которых сократилась соответственно на 27% и 10,7%. Объём перегруженных минеральных удобрений сократился в 5 раз.
Клайпедский порт, основной в Литве, напротив сумел резко нарастить перевалку нефтепродуктов, на 31%. В целом порт показал прирост грузооборота на 9,2% (29,9 млн тонн). Однако в декабре месячный показатель упал на 11% по сравнению с 2007 годом.
Наиболее тяжёлое положение в Таллинском порту — в 2008 году его грузооборот упал на 20% до 29 млн тонн. Падение продемонстрировали все виды грузов за исключением контейнеров, грузооборот которых остался на прошлогоднем уровне.
Наибольшие потери пришлись на навалочные (-61%), генеральные (-23,8%) и наливные (-8,2%) грузы. Оптимизм вызывают лишь пассажирские перевозки, выросшие в Таллине в прошлом году на 11,3% (7,2 млн человек).
Генеральный директор ЗАО "Инфлот Волдвайд СПб" Игорь Глухов полагает, что в нынешнем году ситуация будет ещё тяжелее, чем в прошлом из-за общего падения грузооборота в европейских портах. "Многие операторы, особенно работающие с накатными грузами, вынуждены даже ставить свои суда на прикол, чтобы избежать операционных потерь", — сетует он.
Ещё более мрачны прогнозы Алексея Безбородова, генерального директора ИАА "Инфраньюс". По его мнению, в 2009 году Таллин может потерять до 80% грузооборота и сохранить лишь около 6 млн тонн внутренних грузов. Рижский порт может потерять 25-30% грузов, а Вентспилс из-за сокращения сбыта белорусских производителей удобрений — на 10%.
Наилучшие перспективы, полагает Алексей Безбородов, у Клайпеды, в отношении которой действуют исключительно выгодные ставки ОАО "РЖД", которые России приходится сохранять для связи с Калининградом.