Акционеры "дочек" Северной верфи, чьи акции Генпрокуратура хочет вернуть государству, распродают активы.
Владелец акций "Машиностроения СВ" и "ЭФеСа СВ" Тимур Абдурахманов вышел из уставного капитала ленинградского ООО "Яблоновское охотхозяйство", созданного сыном бывшего губернатора области Валерия Сердюкова.
Чуть раньше другие акционеры этих "дочек" Северной верфи Юрий Мордвов и Борис Гринберг покинули туристическое ООО "Гранат". Эти бизнесмены контролируют также акции "Нивы СВ". Пакеты всех трёх "дочек" крупнейшего в регионе судостроительного предприятия Генеральная прокуратура пытается изъять у них в пользу государства.
Отказались от охоты и туризма
С 29 декабря прошлого года зарегистрированное в посёлке Громово Приозерского района Ленинградской области ООО "Яблоновское охотхозяйство" целиком принадлежит Сергею Моисееву. Это крупный бизнесмен, он владеет компанией "Лого Трейд", торгующей упаковочными материалами для пищевой промышленности, имеющей филиалы в Москве, Челябинской, Ростовской и Новосибирской областях и показавшей в 2022 году выручку 1,5 млрд рублей. С 2014 года Яблоновское охотхозяйство принадлежало Тимуру Абдурахманову и Сергею Моисееву в равных долях, а до того компанией целиком владел Вадим Сердюков, сын бывшего губернатора Ленинградской области.
Чуть ранее, в начале ноября, Борис Гринберг продал 25% долей ООО "Гранат". Эта компания предоставляет места для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах, зарегистрирована в деревне Коккорево Всеволожского района области. "Гранат" возглавлял Юрий Мордвов, покинувший его вместе с Борисом Гринбергом. У компании теперь один владелец и генеральный директор — Артур Мартиросян.
Тимур Абдурахманов, Борис Гринберг и Юрий Мордвов расстались с этими активами практически сразу после того, как Генеральная прокуратура РФ обратилась в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области с пятью исками о пересмотре итогов приватизации Северной верфи и изъятии у этих бизнесменов в пользу государства принадлежащих им акций образованных в результате приватизации её дочерних компаний. Речь идёт о пакетах пяти акционерных обществ: "Машиностроение СВ", "ЭФеС СВ", "Норд–Вест СВ", "Инструмент СВ" и "Нива СВ".
Все пять исков Генпрокуратуры зарегистрированы судом 24 октября 2023 года, с "Гранатом" Борис Гринберг и Юрий Мордвов расстались 3 ноября. Доли Тимура Абдурахманова в Яблоновском охотхозяйстве, напомним, перешли к Сергею Моисееву 29 декабря.
Осталось на сладкое
Тимуру Абдурахманову, Борису Гринбергу и Юрию Мордвову лично принадлежат акции "ЭФеСа СВ" (6585, 6585 и 10 227 соответственно). У Юрия Мордвова ещё 2812 акций "Машиностроения СВ" и 2714 акций "Нивы СВ". 6980 акций "Машиностроения СВ" принадлежат ООО "Топаз", а 2938 акций "Нивы СВ" — ООО "Петербургские отельеры". Обеими компаниями в равных долях владеют Тимур Абдурахманов и Борис Гринберг. "Ниве СВ", в свою очередь, принадлежат 4308 акций "Инструмента СВ". Фактически расставшиеся с Яблоновским охотхозяйством и "Гранатом" бизнесмены — основные оппоненты Генеральной прокуратуры в спорах за возврат государству акций "дочек" Северной верфи. В июне прошлого года владельцы "Инструмента СВ" и "Нивы СВ" запустили процедуры ликвидации компаний, что Генпрокуратура расценила как попытку вывода активов и инициировала в связи с этим наложение на них обеспечительных мер в виде запрета на любые регистрационные действия.
В декабре 2023 года арбитраж удовлетворил все пять исков Генпрокуратуры, но ни одно из решений не вступило пока в законную силу — сторонам предстоит встретиться в апелляционном суде.
Тимуру Абдурахманову принадлежит ещё ООО "Мортранс", которое сейчас банкротится по инициативе ярославского бизнесмена Владимира Зеленова. Кроме того, по данным на конец 2022 года, ему принадлежали 41,5% акций АО "Антал СВ". Борис Гринберг участвует (14,4%) в ООО "Русский промышленник" — компания продаёт сладости (конфеты, пирожные, начинки, глазури и т. д.) и показала почти 400 млн рублей доходов за 2022 год. Борису Гринбергу принадлежит также ООО "Экопромресурс", специализирующееся на "деятельности в области фотографии". "Экопромресурс" возглавляет один из основных оппонентов Генпрокуратуры Юрий Мордвов.
Как раввин сказал
Управляющий партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Александр Некторов не видит юридической взаимосвязи между претензиями Генпрокуратуры к владельцам акций "дочек" Северной верфи и продажей ими своих активов.
"С точки зрения российского права трудно представить вариант, при котором действия Генпрокуратуры по оспариванию итогов приватизации Северной верфи могли бы быть обращены на не связанные с нею компании. Но не исключаю, что психологическая связь существует — мы все в России живём и неоднократно сталкиваемся с ситуациями, когда органы прокуратуры очень гибко используют действующее законодательство. Бизнесмены не могут не понимать этого, и не удивлюсь, если они решили таким образом подстраховаться", — говорит эксперт.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов тоже полагает, что связь между выходом акционеров "дочек" Северной верфи из уставного капитала компаний и претензиями Генпрокуратуры — лишь одна из гипотез.
"В целом это нормальная практика, когда владелец бизнеса прекращает личное участие в нём, чтобы избежать даже косвенного взаимодействия между этим бизнесом и сторонами серьёзного спора. Выход акционеров “дочек” Северной верфи из своих компаний может быть обусловлен желанием сделать так, чтобы спор по одному из бизнесов не оказал негативного воздействия на другие. Впрочем, причины могут быть самыми разными, и это лишь одна из гипотез", — полагает юрист.
Тимур Абдурахманов так прокомментировал свой выход из Яблоновского охотхозяйства: "Охота — это зло. Так мне знакомый раввин сказал". Юрий Мордвов не стал комментировать расставание с "Гранатом", связаться с Борисом Гринбергом не удалось.