Пожар на петербургском складе компании Wildberries стал очередным репутационным ударом для лидера российской интернет-торговли, а также вскрыл ряд отраслевых проблем.
В выходные, 13–14 января, в Шушарах сгорел основной склад Wildberries в Петербурге и на Северо-Западе площадью 105,8 тыс. м 2 . По оценке участников рынка, с него отгружалось около 9% всех заказов маркетплейса. Все товары, находившиеся на складе, сгорели. Страховщики предварительно оценили ущерб в 10–12 млрд рублей. Люди в результате пожара серьёзно не пострадали.
Wildberries это ЧП грозит не только финансовыми, но и репутационными потерями. Компания не впервые оказывается в информационных лентах СМИ с негативными инфоповодами. Так, недавно маркетплейс под общественным давлением отменил дополнительную комиссию при оплате товаров картами Visa и Mastercard. А в прошлом году неоднократно возникали конфликты между компанией и владельцами пунктов выдачи заказов, доходившие до забастовок последних.
Почему склад работал без разрешения
На этот раз одной из тем, всплывших ещё во время пожара, стало отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию склада. Wildberries отреагировал пресс–релизом о том, что объект получил заключение о соответствии (ЗОС): "Для его получения всегда создаётся комиссия, куда входят специалисты Ростехнадзора, МЧС, Госстройнадзора, инспекторы по электрическим сетям и пожарной безопасности, — пояснили в компании. — В рамках комиссии представители ведомств подтвердили полное соответствие объекта проектной документации и проверили работоспособность систем оповещения и пожаротушения. В том числе были проведены практические испытания систем автоматического пожаротушения и оповещения».
Между тем эксплуатация объекта без разрешения на ввод является административным правонарушением (ст. 9.5 КоАП), штраф для юрлиц составляет 0,5–1 млн рублей. Правда, кто должен следить за этим — непонятно. С момента выдачи ЗОС не предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, сообщили "ДП" в Госстройнадзоре Петербурга. "Соответственно, с 08.07.2022 (дата выдачи ЗОС. — Ред.) службой в отношении объекта не проводились какие-либо контрольные (надзорные) мероприятия в связи с отсутствием правовых оснований", — отметили в ведомстве.
Ввод в эксплуатацию — это формальный процесс, объясняет партнёр юридической компании "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов. Объект не вводится, если отсутствуют какие-либо документы.
"Как правило, это происходит из-за сезонности работ по благоустройству и пусконаладке сетей либо неготовности сетей по постоянной схеме. Иногда народ так жулит, чтобы не платить налоги на имущество. Но налоговая последние несколько лет эту лавочку прикрыла", — говорит юрист.
Сколько объектов, получив ЗОС , официально не введены в эксплуатацию, в Госстройнадзоре не знают. Участники рынка считают, что не очень много. Но теперь многие ожидают реакции контролирующих ведомств.
“
"Скорее всего, в ближайшее время по всем складам пройдут проверки, кого-то показательно закроют. Но, думаю, к началу весны всё придёт в норму", — говорит один из консультантов складского рынка.
В МЧС оперативно не ответили на запрос "ДП".
Чем заменят сгоревший объект
Как уже было сказано, сгоревший склад был основным для компании в регионе. Но Wildberries уверяет, что это не проблема.
“
"Значимого влияния ситуации в Шушарах на логистику компании в целом и логистику в регионе не ожидается, — заявила компания. — Мы уже перераспределяем потоки на другие склады. Wildberries — крупная компания с собственной сетью логистики и большим количеством складов — всего их более ста. Склад в Шушарах — не самый крупный по размеру. Например, площадь подмосковных складов в Коледино или Электростали в несколько раз больше. Всего у Wildberries более 1,5 млн м2 собственных складских площадей".
Однако в Петербурге нет готовых к аренде складских блоков больше 20 тыс. м2 , говорят в Nikoliers. Две трети объёма складских площадей, сданных в последние 4 года, были построены для собственных нужд компаний, отметили эксперты.
"Wildberries сейчас активно и в срочном порядке ищет площади в аренду, они будут рассматривать все возможные вакансии и забирать даже небольшие площади. По информации на рынке, компания уже арендовала 6 тыс. м2 в складском комплексе "Лента" на Московском шоссе и ведёт переговоры об аренде последнего крупного блока в Петербурге площадью 20 тыс. м2 на юге города", — рассказывает партнёр, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. По его мнению, это приведёт к тому, что в 2024 году ставки аренды будут расти ещё стремительнее, а уровень вакансии останется на предельно низких значениях, несмотря на рекордный объём ввода.
Сохранится ли лояльность к Wildberries
Ещё один вопрос, который немедленно возник в связи с пожаром, — кто компенсирует стоимость сгоревших товаров, принадлежавших продавцам-партнёрам маркетплейса. На него в Wildberries дали ответ достаточно быстро, уже на следующий день объявив о выплатах компенсаций продавцам, благо весь товар, как заявили в компании, был застрахован. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подтвердили, что первые выплаты уже начались.
Правда, в телеграм-каналах распространяются сканы писем, якобы разосланных продавцам от имени Wildberries, в которых компания благодарит тех, кто добровольно отказывается от выплат "в поддержку" пострадавшего бизнеса. Однако их достоверность не подтверждена.
Также остаётся открытым вопрос лояльности клиентов, часть которых столкнулась с отменой своих заказов. В условиях, когда ассортимент лидеров рынка интернет-торговли во многом пересекается (большинство продавцов работают на двух–четырёх площадках), не исключён уход покупателей на другие площадки. Всё это происходит на фоне продолжающегося бума интернет-торговли. Рынок растёт на десятки процентов ежегодно начиная с пандемийного 2020 года. По данным Data Insight, объём рынка в России за первое полугодие 2023 года составил 2,7 трлн рублей, это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этой суммы 97,2% приходится на покупки в российс ких компаниях интернет-торговли.
За весь 2023 год, по предварительным оценкам, онлайн-продажи выросли на 38% — до 7,9 трлн рублей. Лидеры российского рынка — Wildberries и Ozon, на которых приходится две трети от количества всех заказов и около 53% в их денежном выражении. При этом продажи на Wildberries в первом полугодии 2023 года превышали аналогичные показатели Ozon вдвое.