Ювелирная сфера потеряла большое число малых предприятий после перевода на общую систему налогообложения. Теперь отрасль готовится к маркировке.
Малые ювелирные предприятия отработали уже год по новым правилам. Раньше большинство из них платили налоги по упрощённой или патентной системе (УСН, ПСН). Однако с 1 января 2023 года их обязали перейти на общую систему и платить НДС. В результате, по данным ФНС РФ, за январь–октябрь 2023 года отрасль потеряла 35% игроков (от кустарных мастеров до крупных производителей).
Учёт потерь
Предприниматели, с которыми пообщался "ДП", отмечают, что прошлый год дался им крайне сложно. Владельцам бизнеса пришлось привлекать квалифицированных бухгалтеров для работы с НДС, поскольку многократно увеличилось количество отчётов, которые необходимо сдавать в налоговую инспекцию ежеквартально.
"В нашем окружении есть как небольшие производства, так и бренды (не имеющие собственных производств), которые не выдержали 2023 год и приняли решение закрыться. Есть те, кто сменил нишу — стал производить ювелирную бижутерию без использования драгоценных металлов", — поделилась основатель бренда Moskvina Jewelry Ольга Москвина.
"Я побоялась сильно поднимать цены, плюс не стала снижать зарплаты. Как результат — моя прибыль сократилась примерно в 4 раза и сейчас мы находимся на грани выживаемости. 2023 год был в любом случае экспериментом, и он показал, что цены будут расти и дальше", — говорит основательница ювелирной марки E. Tolstaya Jewelry и мультибрендовых магазинов 47 Store Екатерина Толстая.
Стоит заметить, что с прошлого года увеличилась нагрузка по работе с ГИИС ДМДК (информационная система учёта драгоценных металлов и камней). "Такое ощущение, что у меня не ювелирное производство, а IT–компания, потому что всё время приходится общаться с программистами по поводу налаживания процессов в информационной системе", — рассказывает владелец ООО "Диамида" Армен Манукян.
Возросшая нагрузка спровоцировала рост цен на изделия, что осложнило и без того острую конкуренцию с крупным бизнесом, который может позволить себе устанавливать более лояльные к покупателям условия. Из относительно положительных моментов можно назвать увеличение спроса у оставшихся игроков. В то же время Армен Манукян считает, что большая часть спроса может удовлетворяться за счёт импорта из Индии, Китая, Казахстана.
Кстати, ряд предпринимателей, в том числе петербургских, переехали в Казахстан в 2023 году: там условия существования попроще.
Дороже золота
Ассоциация малого ювелирного бизнеса совместно с Гильдией ювелиров в 2023 году пытались вернуть УСН хотя бы для предпринимателей, занимающихся серебром.
"Этот вопрос удалось поднять на встрече с президентом. Получили в ответ поручение главы государства ввести до августа закон, который позволял бы вернуть на упрощёнку производителей и продавцов серебряных изделий. Однако воз и ныне там. Был и круглый стол в Совете Федерации. Там поднимали вопрос про серебро, нам заявили о готовящемся законопроекте, но что это за документ, никто так и не понял", — рассказывает председатель правления ассоциации, владелица бренда "Очень Красивое Серебро" Анна Романовская.
Активисты писали в Минфин письмо с просьбой разъяснить детали готовящегося документа, но ответа так и не получили. К тому же по действующему законодательству перейти на другой налоговый режим можно только один раз за год. "Даже если этот закон в этом году будет доработан, предприниматели смогут воспользоваться возможностью смены налогового режима только к 2025 году, а сколько организаций закроется ещё к тому времени — неизвестно", — обращает внимание председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина.
Заклеймить всё
С марта ювелиры столкнутся ещё с одной трудностью — вся продукция на территории РФ должна быть снабжена наногравировкой. А с сентября абсолютно все ювелирные изделия должны будут иметь маркировку, хранение без неё будет запрещено.
“
"Чтобы это всё обработать, Пробирной палате нужно увеличить штат специалистов. Участники рынка недоумевают — зачем наносить второй код, если он и так есть на бирке?" — указывает Гришина.
Маркировка осложняет бизнесу и работу с маркетплейсами. "С китайских производителей онлайн–площадки не требуют ни уникальных идентификационных номеров, ни других документов. Также есть AliExpress, где потребитель может заказать любые изделия. В результате получается, что отечественный производитель зажат в тисках, а китайскому дан зелёный свет. Причём для потребителя эти изделия дешевле: иностранцам не нужно нести расходы, которые легли на наши плечи", — говорит Романовская.
Между тем если рассматривать крупных участников рынка, то у них растут обороты и картина выглядит весьма презентабельно.
"Ведомства жонглируют статистикой как хотят: у Минфина она своя, у крупного бизнеса — своя (заявляют об открытии новых точек), у Пробирной инспекции — своя. Не знаю, как они считают, но через ГИИС ДМДК серьги, например, идут как три штуки (хотя пара серёг — это одно изделие). И когда говорят об увеличении оборота изделий, эти данные явно не соответствуют действительности", — отмечает Анна Романовская.
Она поясняет, что вновь открывшиеся предприятия в большинстве случаев — не новички на рынке, а результат деления бизнеса с возможностью работать с применением ст. 145 НК. "Если упрощёнку вернут для серебра, то, вероятно, многие ранее закрывшиеся фирмы откроются вновь, и тогда можно будет говорить о росте числа предприятий", — резюмирует эксперт.