Что из нехудожественной литературы читали в 2023 году? В лидерах книги по психологии, истории, а также исследования национальной культуры.
Январь — хорошее время для подведения итогов завершившегося года: каким книгам в категории нон–фикшен удалось совместить в себе сразу несколько свойств и оказаться самыми интересными, захватывающими, полезными и продаваемыми.
Что ищут в книгах по психологии
Одними из самых востребованных продолжают оставаться книги двух сегментов — история и психология. С одной стороны, опираясь на опыт прошлого, читатели пытаются найти точки опоры, сформировать маршруты и выработать стратегию поведения в настоящем и ближайшем будущем. С другой — используя опробованные инструменты и практики, стараются сохранить остатки психического здоровья.
Как и предыдущую пару лет, лидерство сохранила психолог и журналистка Ольга Примаченко. В 2023–м было куплено 374 817 экземпляров её монографии "К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя". Успех закрепила новинка этого белорусского автора "Всё закончится, а ты нет. Книга силы, утешения и поддержки", также ставшая бестселлером прошлого года.
Одними из самых востребованных по–прежнему остаются и воспоминания австрийского психиатра и невролога Виктора Франкла "Сказать жизни “Да!”", который в течение 3 лет прошёл через четыре нацистских концлагеря. О том, что довелось испытать и пережить, Франкл рассказывает в небольшой и, как ни удивительно, чрезвычайно жизнелюбивой книге. На счету этого издания свыше 100 тыс. проданных экземпляров.
В числе других книг, помогающих нащупать ускользающую из–под ног почву: "Миф о нормальности" Герберта Матэ (о хронических и психических заболеваниях, которые в действительности связаны теснее, чем можно было бы представить), "Доказательная психосоматика: факты и научный подход" Тимофея Кармацкого (о причинах и механизмах "болезней", одинаково поражающих как взрослых, так и детей), "Это депрессия. Полное руководство для тех, кто хочет понять депрессию" Дианы Макинтош (взгляд на болезнь представлен с двух точек зрения — врача и пациента), "Внутренняя опора. В любой ситуации возвращайтесь к себе" Анны Бабич (о способах преодоления внутренних негативных установок), "Выбор. О свободе и внутренней силе человека" Эдит Евы Эгер (история 16–летней балерины, отправленной в 1944–м в Освенцим, сумевшей выжить и ставшей впоследствии психотерапевтом).
Почему популярна литература по истории
Весь 2022–й запрос на экспертное знание в области мемориальной культуры, и прежде всего истории прошлого века с акцентом на самые катастрофические события, уверенно рос и в 2023–м ничуть не снизился. Например, одним из лидеров продаж стали мемуары Тамары Петкевич "Жизнь — сапожок непарный". Двухтомные мемуары охватывают почти всё ХХ столетие, и все трагедии, катастрофы, потери, известные читателю по школьным учебникам истории, показаны через личную оптику. Количества и интенсивности событий, выпавших на долю автора, хватило бы не на одну жизнь и точно на пару фильмов и сериалов. И здесь оказывается важна не только рефлексия по поводу пережитого, но и изумляющая способность Тамары Петкевич оставаться стойкой и сохранить самоё себя.
Осенью 2022–го одной из самых продаваемых стала монография Николаса Старгардта "Мобилизованная нация. Германия 1939–1945". Осенью 2023–го издательство "Азбука" выпустило вторую работу оксфордского профессора — "Свидетели войны. Жизнь детей при нацистах". Единственное, к чему можно придраться по окончании чтения, — расхождение названия с содержанием. Обманка эта совершена сознательно: дети, любые, в действительности оказываются не свидетелями, а участниками или — что ещё хуже — соучастниками раскручивающейся в их стране катастрофы.
В числе других изданий, помогающих расширить представление о прошлом: "Последние дни Сталина" Джошуа Рубинштейна (тщательная и документально выверенная реконструкция умирания одного из самых кровожадных правителей ХХ века), "Частная армия Попски" Владимира "Попски" Пенякова (феноменальная история армии, сформированной потомком эмигрантов, бежавших от революции, и успешно действовавшей в Италии и Северной Африке), "Волчье время. Германия и немцы: 1945–1955" Харальда Йенера (о том, как проигравшая войну страна и её граждане, очнувшиеся от морока, искали (и находили!) возможности идти дальше), "Конрад Морген: Совесть нацистского судьи" Герлинде Пауэр–Штудер и Дж. Дэвида Веллемана (о работе, которую исправно выполнял герой исследования, и этических противоречиях, которые он испытывал; книга вошла в лонг–лист премии "Просветитель. Перевод"), "Школа варварства" Эрики Манн (о том, как в нацистской Германии создавали почву для грядущей войны), "Конец режима: Как закончились три европейские диктатуры" Александра Баунова* (о финале правления Франко в Испании, Салазара в Португалии и "чёрных полковников" в Греции).
Если же говорить про недавнее прошлое, то под конец года совершенно ошеломительный успех пережила книга Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010–х". По данным litres.ru, до момента выхода сериала Жоры Крыжовникова эта книга располагалась в конце четвёртой сотни, однако в конце ноября продажи стремительно выросли и 85% проданных за год экземпляров пришлось на декабрь.
Изучение мифов и сказок
Поиск внутренней опоры можно продолжать и вне двух обозначенных книжных сегментов. А заодно удастся углубиться и в тему самоидентичности. Для такого случая издательство МИФ, например, предлагает книжный проект "Архетип: русская культура". Первым в ней вышел канонический труд советского филолога и фольклориста Владимира Проппа — "Морфология волшебной сказки". Подрастающее поколение привлекают посредством сотрудничества с современной художницей Кориандр, которая проиллюстрировала научную монографию. В новом году обещают издать книги о нечистой силе, веретене Бабы–яги и раскрыть всю подноготную героев волшебных сказок.
В этом же издательстве продолжает выходить серия книг об особенностях национальных мифов того или иного народа, историях и архетипах, в них бытовавших и бесконечно вдохновлявших и вдохновляющих писателей, режиссёров, драматургов.
По итогам завершившегося года можно констатировать: склонность к саморефлексии, изучению себя и окружающей реальности, поиск неожиданных ракурсов, стремление исследовать прошлое глубже и шире наверняка сохранятся и в наступившем году. Главное, чтобы издательствам дали возможность и дальше заниматься их благородным просветительским делом.
* Внесён в реестр иностранных агентов.