ФАС одобрила "Магниту" покупку крупнейшей на Дальнем Востоке розничной сети "Самбери". Однако свои амбиции на петербургском рынке ретейлер сохраняет.
О приобретении 33,01% долей в уставном капитале "Самбери" и предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение 5 лет "Магнит" договорился ещё в октябре 2023 года. Закрытие первого этапа сделки ожидается летом 2024 года.
В группу компаний "Самбери" входит около 300 магазинов различных форматов: гипермаркеты и супермаркеты под одноимёнными брендами, мини–маркеты "Раз Два" и дискаунтеры "Близкий". Совокупная торговая площадь магазинов составляет более 210 тыс. м². Торговые точки представлены в 38 муниципальных образованиях Приморского и Хабаровского краёв, Еврейской автономной и Амурской областей.
Ретейлер пользуется тремя распределительными центрами в Хабаровске, одним во Владивостоке и кросс–докинговым складом в Благовещенске. В компаниях группы "Самбери" работают около 10,3 тыс. человек.
Отмечается, что сделка была согласована антимонопольной службой, поскольку "Магнит" не занимается розничной торговлей продовольственными товарами в муниципальных образованиях, где расположены торговые объекты группы компаний "Самбери". Соответственно, сеть не превышает установленных антимонопольным законодательством ограничений по доле рынка.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Магнита", ретейлер считает Дальний Восток перспективным рынком для своего развития. Сделка расширит географию бизнеса до всех федеральных округов России. Кстати, ДФО сейчас постепенно осваивает ближайший конкурент "Магнита" — Х5 Group. В этом смысле покупка активов местных сетей может быть оптимальной стратегией. Это помогает решить проблемы с логистикой и учесть сформированные предпочтения покупателей в разных регионах.
"Общее количество регионов присутствия составит 71 регион, общая торговая площадь “Магнита” превысит 10 млн м². Компания станет первым ретейлером, достигшим этой отметки в отечественной рознице", — добавили в пресс–службе "Магнита". При этом в компании подтвердили, что, несмотря на активное продвижение на восток, не имеют планов по сокращению инвестиций в развитие на территории Северо–Западного федерального округа, и Петербурга в частности.
В том, что сеть не остановится в освоении петербургского рынка, уверены и эксперты. "Сейчас в крупных городах федеральным сетям сложнее из–за порога доминирования, поэтому темпы развития замедляются. Но Москва и Петербург — это must have для таких игроков, поскольку работа в этих городах приносит значительную часть выручки", — уверена партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская. Она считает, что "Самбери" с малой вероятностью может появиться в городе на Неве. "По условиям сделки магазины в ДФО будут работать под брендом “Самбери”", — добавляет эксперт.
Директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов считает, что возможности расширения традиционных сетей, таких как X5 Group и "Магнит", почти исчерпаны. Они открывают магазины, но не увеличивают долю на рынке.
“
"Единственный вариант экстенсивного развития — Уральский и Сибирский округа. Сейчас началась битва торговых сетей за Дальний Восток", — подчеркнул он.