Сделка по покупке "Теплосети" растянулась на 10 лет

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Рядовые петербуржцы, вероятнее всего, ещё не скоро увидят результат перехода "Теплосети Санкт–Петербурга" под городской контроль.

В результате почти 10–летних попыток и переговоров Смольному всё–таки удалось консолидировать в своих руках практически весь теплосетевой комплекс города. В пятницу, 19 января, ПАО "ТГК–1" передало 60,52% акций АО "Теплосеть Санкт–Петербурга" во владение ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга" в рамках сделки, заключённой в конце 2023 года. Теперь правительство города полностью контролирует АО "Теплосеть СПб" — 82% акций компании принадлежат ГУП "ТЭК СПб", ещё 18% находятся в собственности комитета имущественных отношений. Стоимость сделки составила 6 млрд рублей, которые город будет выплачивать ТГК–1 в течение 6 лет.
Переход "Теплосети" в городские руки открывает возможности для полноценного бюджетного финансирования мероприятий по реконструкции ветхой инфраструктуры в зоне ответственности компании. Любопытно, что именно для этих целей — масштабной модернизации городского теплосетевого хозяйства — много лет назад частной "Теплосети" и были переданы трубы ГУП "ТЭК СПб".

Зачем создавалась "Теплосеть СПб"

Современную историю "Теплосети" можно отсчитывать с 2005 года, когда в ходе реорганизации "Ленэнерго" из компании было выделено ОАО "ТГК–1", в которое отдали петербургские ТЭЦ. Туда же в качестве структурного подразделения вошло предприятие "Тепловая сеть", отвечавшее за магистральные тепловые коммуникации.
В 2010 году подразделение выделили в самостоятельную компанию — ОАО "Теплосеть Санкт–Петербурга", которое взяло на себя помимо деятельности по передаче тепла также сбытовую составляющую в качестве агента ТГК–1.
Идея создания "Теплосети" состояла в том, чтобы ликвидировать так называемую чересполосицу. Дело в том, что в собственности ТГК–1 находились по большей части магистральные сети, а распределительные, по которым тепло от ТЭЦ компании доходило до потребителей, оставались в руках городского предприятия "ТЭК Санкт–Петербурга". Такая схема считалась неудобной. В итоге новорождённая компания стала управлять собственными 700 км магистральных трубопроводов и порядка 1700 км распределительных сетей, взятых в аренду у ГУП "ТЭК СПб". А уже в 2011 году городское предприятие передало "Теплосети" арендуемые ею теплопроводы в собственность, получив за них 25% плюс одну акцию.
"Газпром энергохолдинг" (ГЭХ), мажоритарный акционер ТГК–1, надеялся привлечь в новую компанию инвестиции для реконструкции сетей. "Когда ОАО “Теплосеть Санкт–Петербурга” существует как единый технологический блок — для тех, кто заинтересован в инвестировании в реконструкцию тепловых сетей, прозрачен весь бизнес–процесс, понятны направления использования инвестированных средств и механизм их возврата", — говорил в интервью "ДП" в 2010 году тогдашний генеральный директор компании Евгений Хачатуров. Необходимый объём инвестиций в то время оценивался в 6 млрд рублей в год — всего 60 млрд рублей.
Но вместо привлекательного для вложений актива "Теплосеть" быстро превратилась в источник убытков. В 2014 году генеральный директор "Газпром энергохолдинга" Денис Фёдоров рассказывал, что с момента создания "Теплосети" ТГК–1 вложила в компанию порядка 14–16 млрд рублей, так как сетевая инфраструктура была сильно изношена. Вернуть инвестиции надеялись за счёт повышения тарифа на 15–17% в год и перехода на RAB–регулирование (метод гарантированной доходности инвестированного капитала). Такие договорённости, по его словам, зафиксировали с губернатором Валентиной Матвиенко, но в итоге при её преемнике Георгии Полтавченко рост тарифов ограничили 6%, чтобы не накалять социальную обстановку.

Сколько денег вложили в "Теплосеть"

К 2013 году акционерам ТГК–1 окончательно стало ясно, что от убыточного актива следует избавляться, а Смольный осознал, что сети нужно возвращать на городской баланс. В условиях отсутствия финансирования инфраструктура "Теплосети", износ которой составлял 70% ещё на момент её создания, продолжала ветшать.
Тогда городское правительство решило выкупить оставшиеся 75% акций "Теплосети" у ТГК–1. На первом этапе переговоров ТГК–1 с учётом своих вливаний в "Теплосеть" назначила цену 1 рубль за акцию, или порядка 25 млрд рублей за весь пакет, но, по оценкам Смольного, цена не превышала 15 копеек за акцию. В конце концов сторговались на 25 копеек за акцию — суммарно 6 млрд рублей. Переговоры шли больше года, но в 2014–м против сделки выступил финский Fortum, владеющий блокирующим пакетом акций в ТГК–1, посчитав стоимость заниженной.
Спустя несколько лет, в 2018 году, к идее вернулись. Теперь ГЭХ предлагал Смольному обменять 278 котельных ГУП "ТЭК СПб" на 75% акций "Теплосети". "Газпром", таким образом, сосредоточил бы у себя более 90% теплогенерирующих мощностей Петербурга, а ТЭК СПб консолидировал бы 84% сетей, но город выступил против таких условий. "Городу это невыгодно, потому что взамен генерирующих мощностей он получит дырявые трубы", — высказывался депутат ЗакСа Андрей Васильев. А тогдашний спикер городского парламента Вячеслав Макаров вовсе охарактеризовал сделку как "афера века".
Администрация Петербурга в свою очередь предложила внести трубопроводы ГУП "ТЭК СПб" в уставный капитал "Теплосети СПб", что привело бы к размыванию доли "Газпром энергохолдинга" и переходу контрольного пакета объединённой компании под городской контроль. Но это уже не устроило ГЭХ.
В 2019 году пришли к компромиссу. Город начал финансировать инвестиционную программу "Теплосети" из бюджета в обмен на дополнительно выпускаемые акции компании. В общей сложности на это заложили 14,5 млрд рублей — в течение нескольких лет город таким образом должен был получить контрольный пакет.
С 2019 по 2021 год компания получила из казны 7 млрд рублей, но в 2022–м вливания остановили. Губернатор Александр Беглов объявил, что город выкупит оставшиеся акции "Теплосети" разом.
В итоге так и получилось. По сути, спустя почти 10 лет сделка прошла по сценарию, разработанному в 2014 году, даже цена за акцию составила примерно 25 копеек, несмотря на накопившуюся за это время инфляцию. Только в этот раз сделке не смог помешать Fortum, который, хоть формально и сохраняет свою долю в ТГК–1, в управлении не участвует.
"В соответствии с уставом ТГК–1 решение об одобрении сделки о продаже пакета акций АО “Теплосеть Санкт–Петербурга” принималось советом директоров компании. Действующий состав совета директоров сформирован решением общего собрания акционеров ТГК–1 без представителей Fortum", — подтвердили "ДП" в пресс–службе ТГК–1.

Когда перестанут рваться трубы

Опрошенные "ДП" эксперты считают, что жители в конечном итоге выиграют. Для обеспечения работоспособности компании с плановыми и предупредительными ремонтами, с прогнозируемой устойчивостью и стабильностью уставная цель деятельности организации должна быть не в извлечении прибыли, а в обеспечении надёжности, говорит заведующий кафедрой экономики Президентской академии в Санкт–Петербурге Олег Митько.
"Задать такой вектор цели сейчас по силам только государственному управлению, ориентированному на решение социально важных задач. А энергоснабжение — это как раз такая задача. Есть множество примеров, говорящих, что государство способно сегодня на эффективное управление, в том числе осуществляя опосредованное управление через воздействие на бизнес", — полагает эксперт.
Главное, что теперь Смольный может напрямую использовать региональные деньги для модернизации инфраструктуры "Теплосети", а раньше это было невозможно, замечает руководитель регионального центра НП "ЖКХ Контроль" в Петербурге Алла Бредец. Однако потребители ещё не скоро заметят эффект. "Сначала будут проведены обследования, составлен финансовый план. Потом городу потребуются деньги, которые просто так не лежат в какой–то банковской ячейке. Это игра вдолгую — краткосрочных изменений мы не увидим. Но это хотя бы шаг вперёд", — резюмирует Алла Бредец.