Петербуржцы стали реже забирать животных из приютов, но поддержка пожертвованиями восстановилась. Места содержания спасённых с улицы кошек и собак остаются переполненными.
Управление ветеринарии Санкт–Петербурга утверждает, что в 2023 году на территории города насчитывалось 2 тыс. собак, не имеющих владельцев. В 2017–м называлось число 7 тыс. Численность бездомных кошек не объявлялась. На сегодняшний день в Петербурге работают 14 организаций, содержащих приюты для бездомных животных, и все они частные. Несмотря на то что цифры говорят о сокращении количества бездомных животных на улицах, приюты остаются переполненными.
Чем кормиться, чем лечиться
Затраты на корма, лекарства и прочие нужды приюта выросли на треть, отмечает директор приюта "Преданное сердце" Наталия Авласевич. "Мы столкнулись с трудностями в середине 2023 года, когда обычного объёма пожертвований уже не хватало в контексте новых цен", — говорит она. Также часть лекарств и кормов исчезли с рынка.
В приюте для кошек "Новый дом" корреспонденту "ДП" рассказали, что упаковки импортного корма весом 10 кг и стоимостью 8–9 тыс. рублей для 80 животных хватает примерно на 2–3 дня.
При этом дорожают корма не только зарубежного, но и отечественного производства. По данным аналитического агентства "Агроан", с января 2022 года по сентябрь 2023–го российские корма выросли в цене на 90%.
Но питание далеко не единственная проблема. Наталия Авласевич обращает внимание на то, что по закону приюты обязаны вакцинировать животных, даже несмотря на отсутствие вакцин на рынке. В итоге приходится закупать препараты в других регионах, что увеличивает их стоимость за счёт логистики.
Согласно данным аналитической компании RNC Pharma, ветеринарные препараты импортного и отечественного производства в первом полугодии 2023 года подорожали на 28,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Зарубежные лекарства выросли в цене в среднем на 35,6%, а российские — на 15,3%. Справиться с этим частично помогает помощь со стороны.
"В основном корма нам привозят люди, сами мы их закупаем не так часто. Такая поддержка от горожан не сократилась. Есть школы и детские сады, которые каждый год нам привозят помощь перед Новым годом", — рассказывают в приюте "Новый дом".
Руководитель приюта "Друг" Галина Кашулина отмечает, что в целом ситуация уже не так критична: всё дорожает, но помощи от людей не стало меньше. В лекарствах дефицита тоже нет, поскольку нашлись аналоги.
"В 2022 году был существенный спад пожертвований, и только в августе 2023 года мы начали отмечать рост. Я это связываю с адаптацией людей к сложившимся условиям. Также осенью 2023 года к нам стал возвращаться малый и средний бизнес, который в начале 2022 года ушёл из благотворительности", — дополняет директор "Преданного сердца".
Не нашедшие места
Но если содержать животных ещё как–то можно, то вот пристроить их в хорошие руки стало ощутимо сложнее. "За последние полтора месяца у нас взяли одного щенка с собакой, а так никого не берут. В прошлые годы в период новогодних праздников, наоборот, активно забирали", — делится руководитель приюта "Теремок" Оксана Евсина.
Она добавляет, что осень — самое сложное время для приютов. Люди берут на лето животных и уезжают без них с дачи. Оставленные кошки и собаки плодятся, и владельцы хотят отдать котят и щенков. Однако приют имеет возможность брать животных только на освободившиеся места.
Евгения Иконникова, директор приюта "Полянка", отмечает, что если в 2022 году они пристроили 120 собак, то в 2023 году — чуть больше 80. Раньше в год в среднем новые хозяева забирали 180 животных. "Я это связываю с тем, что мы жёстче относимся к отбору рук. Также в Петербург везут много животных из других городов, они и заполняют всю сферу пристройства. Мы спасаем собак из Бурятии, где узаконили эвтаназию бездомных животных, из Якутии, с юга России, забывая про наших собственных собак, которые тоже бегают, замерзают и погибают на улице. Город наполняется иногородними животными, которые попадают на передержку либо сразу в руки хозяевам, а потом снова оказываются на улице", — объясняет она.
“
"С началом эмиграции люди стали совсем мало к нам приходить. С последней осени всё восстанавливается, по субботам у нас уезжают в новые дома от трёх до 10 животных", — говорят в "Новом доме".
Наталия Авласевич согласна, что 2022 году массовая миграция людей заметно сказалась на пристройстве бездомных животных из приютов. В этот период сильно сыграл фактор растерянности и неуверенности горожан. Уже в середине 2023 года количество животных, которых стали забирать новые хозяева, возросло на треть. Вместе с тем в 2022 году произошёл и резкий рост количества домашних животных, которых отдали в приют. Многие уезжающие не успели либо не захотели оформить ветеринарные сопроводительные документы. Также некоторые друзья и родственники мобилизованных петербуржцев не были готовы к уходу за кошкой или собакой.
“
"Сейчас миграция продолжается. Но ситуация с отъездом уже изменилась: люди знают, куда они отправляются, и подготовлены к отъезду, у них есть возможность забрать с собой животных. Если первая волна была сопряжена с элементом неожиданности и внезапности, то сейчас отдать животное в приют — это осознанный выбор", — поясняет специалист.
Наталия Авласевич добавляет, что на данный момент в приют отдают животных родственники и друзья знакомых, мигрировавших в первую волну. Временные хозяева поняли, что прежние владельцы не вернутся, и не желают помогать своим друзьям или знакомым в содержании питомцев. Таких заявок в "Преданном сердце" огромное количество.
Замкнутый круг
"С одной стороны, приютов катастрофически не хватает. С другой — бесполезно открывать их много, потому что количество не означает качество. На мой взгляд, должно быть несколько крупных и качественных приютов, профессионально занимающихся помощью бездомным животным, и тогда ситуацию в Петербурге возможно как–то исправить", — считает Наталия Авласевич.
Она добавляет, что огромную роль играет просвещение населения. В городе до сих пор много людей, которые не считают нужным стерилизовать животных. "Сейчас приюты обеспечивают максимум 10% всех бездомных животных. Нет смысла увеличивать количество таких организаций, пока не появится закон о содержании животных со штрафными мерами. Иначе будет замкнутый круг", — резюмирует Евгения Иконникова.
"Было бы неплохо, если бы государство тоже участвовало и помогало приютам, например в оплате аренды. Если и появятся новые организации, они также будут содержаться за счёт обычных людей", — дополняют представители "Нового дома".
Оксана Евсина видит один из вариантов исправления ситуации в том, чтобы для людей, которые сначала заводят животных, а потом хотят их отдать по разным причинам, существовала обязательная сумма, которую они вносили бы на содержание бывших питомцев.