Кингисеппский машиностроительный завод построит катера специального назначения для экспорта во Вьетнам при поддержке Минпромторга и посредничестве Смольного.
Это первый за последнее десятилетие случай экспорта российских судов во Вьетнам. Министерство промышленности и торговли РФ выделило на проект 200 млн рублей, в его реализации участвуют два комитета Смольного. Предварительная договорённость о поставке достигнута в Хошимине накануне Нового года. До сих пор "Сапфиры" поставлялись для российских МЧС, Госморречнадзора и Ространснадзора. Эксперты отмечают сложность их использования в тропическом климате и прогнозируют проблемы при регистрации во вьетнамских надзорах органах.
О чём договорились в Хошимине
Соглашение о субсидировании производства катеров проекта 04190 "Сапфир" класса "река — море" в экспортном варианте Минпромторг и петербургское ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) подписали в прошлом июне. Министерство взяло на себя обязательство компенсировать заводу 70% расходов на омологацию (усовершенствование в соответствии с требованиями страны–потребителя) "Сапфиров", в том числе на формирование рабоче–конструкторской документации.
Общая сумма субсидии составляет 196,8 млн рублей, из которых 9,9 млн уже выплачены в 2023 году, 63 млн должны поступить на банковский счёт КМЗ в этом году, оставшиеся 123,9 млн — в 2025–м. КМЗ при этом обязался поставить на экспорт катера не менее чем на 800 млн рублей — принцип предоставления госсубсидии 1:4 (за каждый государственный рубль получатель субсидии должен продать за границу товара на 4 рубля). В сегодняшних ценах это означает, что КМЗ должен поставить во Вьетнам не менее 19 "Сапфиров" в течение 4 лет — до 2027 года включительно (один катер стоит 40–50 млн рублей). В 2024 году планируется получение для этого катера международного сертификата и патента на промышленный образец.
"По условиям соглашения Минпромторг возмещает наши затраты по проекту после того, как их подтвердит Российский экспортный центр. Фактически бюджет компенсирует 70% подтверждённых затрат, но мы должны не только усовершенствовать продукт, который удовлетворит иностранного партнёра, но и подтвердить реализацию его за рубеж на сумму не менее 800 млн рублей", — говорит курирующий проект руководитель отдела маркетинга КМЗ Артём Маршинин.
По его словам, предварительная договорённость о продаже во Вьетнам катеров специального назначения "Сапфир" была достигнута во время поездки в Хошимин в декабре прошлого года. В реализации договорённости участвуют комитет по внешним связям и комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Смольного, чьи представители также ездили в Хошимин в декабре.
Подходящих двигателей в России пока нет
Завод выпускает "Сапфиры" с 2021 года. Из отраслевых ресурсов видно, что первый катер проекта 04190 КМЗ передал подразделению Ространснадзора в Республике Коми в июле 2021–го, подразделения этого ведомства в Якутии и Череповце получили такие катера летом 2021 и 2022 годов.
В 2022–м два "Сапфира" получили отделения Госморречнадзора в Махачкале и Иркутске. Всего, по словам Артёма Маршинина, выпущено более десятка катеров проекта 04190, в том числе для МЧС, но "Сапфиры", которые делаются для Вьетнама при поддержке Минпромторга, будут отличаться от предыдущих.
Предполагаются модернизация корпуса, архитектуры судна, усиление защиты от электрохимической коррозии расположенных под водой металлических частей, предусмотрена возможность транспортировки любым видом транспорта (автомобильным, железнодорожным, воздушным).
Технический директор маломерного судостроения КМЗ Сергей Мазурик говорит, что у "Сапфиров" очень хорошие характеристики соотношения моторов, корпуса и массы, что даёт небольшой расход топлива, высокую скорость и отличную манёвренность.
"На двигателях Volvo я разгонял “Сапфир” до 42 узлов — отличный показатель для такого большого катера — его длина 13 метров. На крейсерской скорости 30–33 узла “Сапфир” потребляет 130 литров в час — в России вряд ли кто–нибудь ещё может похвастаться такой экономичностью. В данном случае катера будут оснащены моторами LVM мощностью по 350 л. c. каждый или NANI мощностью 370 л. с. — это по сути то же, что и Volvo, в другом исполнении. По соотношению массы мотора к лошадиной силе в России пока, к сожалению, нет аналогов. Отечественный мотор нужной мощности будет весить более 800 кг, а масса LVM или NANNI — 500 кг. Это очень важно для судна, с моторами по 800 кг мы получим дифферент на корму, что сместит центр тяжести и сильно повредит разгону…" — говорит Сергей Мазурик.
Инженерам придётся поработать
По словам главного редактора медиагруппы "ПортНьюс" Надежды Малышевой, российские судостроители до сих пор не экспортировали свою продукцию во Вьетнам, хотя такая возможность обсуждалась давно.
"Не думаю, что у катеров с корпусами из композитных материалов возникнут сложности с адаптацией к тропическому климату. Возможно, придётся внести некоторые технические коррективы из–за показателей солёности воды — они влияют на материал корпуса и оборудование, — но это вполне достижимо. Однако экспортёру придётся столкнуться с бюрократическими препонами — ведь любое судно необходимо привести в соответствие с требованиями национального классификационного общества страны–приобретателя, Вьетнама в данном случае", — говорит эксперт.
Генеральный директор и совладелец петербургского ООО "ПК Скоростные катера" Александр Филиппов полагает, что подготовка судна для эксплуатации в тропиках — серьёзная инженерная задача.
"Такой катер неплох по ходовым качествам, а вот насколько он готов к эксплуатации во Вьетнаме, зависит от степени добросовестности инженеров КМЗ, которые будут с ним работать. Не очевидно, что любой катер, хорошо показавший себя в Финском заливе и Ладожском озере, пригоден для тропиков. Прежде всего это вопрос охлаждения двигателя и вентиляции машинного отделения. Необходимо также подумать о кондиционировании жилых помещений. В условиях свойственной тропическому климату высокой влажности следует позаботиться об усиленной защите от коррозии электрики, а также электронной системы управления двигателями…" — считает бизнесмен.