Иностранные владельцы брендов взыскивают компенсации за нарушение своих прав с продавцов секонд–хенда.
Исход иностранного бизнеса из России, произошедший почти 2 года назад, не остановил его деятельность в нашей стране полностью. Немало компаний, в том числе из недружественных юрисдикций, продолжают спорить в судах с отечественными предпринимателями. И в массовое явление грозят перерасти иски иностранных правообладателей к торговцам б/у одеждой и обувью.
Интерес к секонд–хенду растёт
Рынок секонд–хенда активно развивается в сложных экономических условиях. Как ранее рассказывали "ДП" предприниматели, в некоторых сетях спрос на б/у одежду по Петербургу поднялся в течение 2023 года на 20%. Многие ретейлеры зафиксировали приток новых покупателей. Рост можно объяснить общим стремлением к экономии, поиском лучшего качества одежды за меньшую стоимость. Также в секонд–хендах (по крайней мере пока) можно найти бренды, официально ушедшие из России.
"Рынок постоянно развивается. Увеличению объёмов способствует бережное отношение людей к вещам. Многие предпочитают отдавать старую одежду на перепродажу, а не утилизировать, некоторые стали зарабатывать в качестве байеров — покупать предметы гардероба различных брендов за границей и зарабатывать на их реализации в России. Кстати, в Москве комиссионку открыл даже ЦУМ. Следовательно, потребность в таких магазинах есть", — говорит владелец комиссионного бутика Best Жанна Сильченко.
Оценить актуальный объём рынка б/у одежды в России сложно, поскольку большая часть оборота не учитывается (огромная доля приходится на частников, которые продают вещи, например, на "Авито"). По данным международного исследовательского центра Statista, общемировой объём продаж секонд–хендов в 2022 году составил $177 млрд. Аналитики прогнозируют: к 2027 году оборот увеличится почти вдвое, до $351 млрд. Этому может способствовать тренд на разумное потребление, который всё больше набирает популярность, особенно среди молодёжи.
Столичная практика
Однако и правообладатели тоже не дремлют. Так, недавно Арбитражный суд Москвы взыскал с ООО "Супер хенд" 20 тыс. рублей в пользу Levi Strauss & Co. Изначально истец требовал с ответчика 200 тыс. рублей за продажу в его магазине секонд–хенда джинсов, маркированных товарным знаком Levi’s. В России у американской компании зарегистрировано шесть товарных знаков, охраняемых законом, следует из решения арбитража. Представители Levi Strauss & Co провели контрольную закупку в магазине ответчика, расположенном в Коньково, подтвердив свои подозрения: компания незаконно использует их товарный знак, поскольку правообладатель не передавал ей права, не давал разрешения на его использование и т. д.
Суд признал доказанным нарушение исключительных прав иностранцев. Правда, в процессе выяснилось, что джинсы, проданные в магазине секонд–хенда, являются вообще контрафактными. Суд отметил, что продавец, проявив должную осмотрительность, мог бы избежать продажи контрафактного товара. Впрочем, данное обстоятельство всё равно нарушает права компании из США: продажа контрафактного товара наносит ущерб её бренду. Арбитраж обязал ответчика выплатить Levi Strauss & Co компенсацию, но не 200 тыс. рублей, а только 20 тыс. Пока решение не вступило в силу.
Процесс с таможенным акцентом
Если говорить о петербургской практике, то подобных кейсов пока обнаружить не удалось. Однако и в Северной столице есть споры, связанные с секонд–хендом и нарушением прав иностранных владельцев различных брендов.
К примеру, Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти рассмотрел заявление Балтийской таможни о привлечении к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование средств индивидуализации товаров) московского ООО "Планета СХ". За это нарушение в законе предусмотрен для юрлиц штраф до 200 тыс. рублей.
В мае 2022 года компания ввезла через Балтийскую таможню различный товар, бывший в употреблении: одежду, обувь, текстиль для кухни и спальни, пледы, одеяла и т. д. Общий вес партии — 20 тонн, а её стоимость — 4,7 млн рублей. Среди товара таможенники обнаружили 45 пар кроссовок, маркированных обозначением Puma, сходным до степени смешения с брендом немецкой корпорации Puma SE. При декларировании товара в пакете документов не было представлено согласие правообладателя.
Арбитраж отказался привлекать столичную компанию к административной ответственности, сославшись на принцип исчерпания прав. Дело в том, что товары, ввезённые "Планетой СХ", уже введены легально в оборот на территории Евросоюза. Тем самым правообладатель исчерпал свои исключительные права на бренды, которыми маркированы кроссовки. Поэтому владелец товарного знака не может осуществлять своё право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на рынок.
Весной прошлого года решение по этому спору вступило в силу.
Последствия для рынка
С учётом желания владельца бренда защитить свой нематериальный актив и роста самого рынка б/у товаров можно прогнозировать рост претензий к отечественным продавцам секонд–хенда.
"Предъявление подобного рода исков является обычным способом защиты правообладателей от распространения контрафакта, — говорят в адвокатском бюро “Шварц и партнёры”. — Однако если в законодательстве и в судебной практике не будет выработан подход, который разграничит ответственность в зависимости от наличия или отсутствия очевидных признаков контрафакта, под угрозу может быть поставлено существование таких магазинов".
В юридической компании Comply отмечают важность подобных споров, несмотря на их сегодняшнюю редкость. Дело в том, что бывшие в употреблении товары — это не только джинсы и кроссовки, но и, например, автомобили, самолёты, промышленное оборудование. Поэтому импортёрам таких товаров стоит учитывать риски получения претензий от правообладателей, полагают специалисты.
Впрочем, продавцы секонд–хенда наметившуюся тенденцию не пропустили. Так, в пресс–службе группы компаний "Лепта", партнёры которой осуществляют перепродажу вещей через магазины формата секонд–хенд, рассказали, что ещё летом 2023 года поднимали вопрос о претензиях правообладателей по б/у вещам перед Российским экологическим оператором. В частности, "Лепта" предлагала скорректировать законодательство, регламентирующее оборот интеллектуальной собственности в России, в части секонд–хенда. Впрочем, её обращение осталось без ответа.
“
Идея о том, что продажа бывших в употреблении товаров может нарушать чьи–то права на товарный знак, является контринтуитивной, но в действительности закон не содержит исключений на этот счёт. Ситуация усугубляется и тем, что секонд–хендам почти невозможно подтвердить всю цепочку легальности ввоза товара в Россию. Особенно если мы говорим про сегмент одежды — у обычного потребителя нет таких доказательств. В идеале — если подобный случай примет к рассмотрению Верховный суд РФ, чтобы сформулировать более сбалансированную позицию, которая автоматически не будет ставить крест на секонд–хендах. Иначе при активном буквальном применении закона этот бизнес фактически будет поставлен вне рамок правового поля.
Максим Али
партнёр юридической компании Comply
“
После таких инцидентов я как владелец секонд–хенда не знаю, как теперь строить бизнес и нужно ли переживать о том, что меня также может оштрафовать какой–то иностранный бренд. Неужели мы теперь будем вынуждены срезать бирки с продаваемых вещей? Необходим какой–то алгоритм действий в подобных ситуациях. Мы всю жизнь продавали б /у вещи тех или иных брендов. Теперь предпринимателям придётся обращаться за помощью к юристам, чтобы понять, как вести бизнес в нынешних условиях. А мы и так еле выживаем. Покупать и доставлять одежду стало сложнее и дороже, а если меня ещё в результате будут обкладывать штрафами, то какой вообще смысл?
Светлана Мушинская
основательница модного комиссионного магазина "Мушка"
“
Суть деятельности магазинов секонд–хенд заключается в скупке товаров, бывших в употреблении. Проследить историю их купли–продажи практически невозможно. Да, в отношении некоторых брендовых вещей правомерность введения в оборот может быть проверена, особенно если магазин на этом специализируется. Но по общему правилу ожидать таких действий от магазинов секонд–хенд равносильно предложению прекращения ведения бизнеса.
Татьяна Рябкова
юрист практики интеллектуальной собственности и информационных технологий адвокатского бюро "Шварц и партнёры"