В Петербурге хотят изменить нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми объектами. Это должно помочь привлечь бизнес туда, где магазинов не хватает.
Депутаты Законодательного собрания Санкт–Петербурга намерены поддержать предложенные Смольным поправки к законопроекту "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт–Петербурга". Профильная комиссия регионального парламента на прошлой неделе рекомендовала принять законопроект в первом чтении.
Не в метрах, а в штуках
Поправки должны привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. Предлагается оценивать обеспеченность района объектами ретейла не по квадратным метрам торговых площадей, а по числу магазинов на 10 тыс. человек. Если следовать логике, которой принято придерживаться сегодня, то, например, наличие в Центральном районе ТРЦ "Галерея" уже может говорить о том, что спрос удовлетворён. Однако площадь торговых объектов не всегда отражает удобство их посещения.
По данным NF Group, по итогам 2023 года общий объём рынка торговых центров составил 2,2 млн м2. На 1 тыс. жителей приходится 387 м2. При этом лидерами по обеспеченности жителей качественными торговыми площадями являются Самара (771 м2 на тысячу жителей), Екатеринбург (640 м2) и Нижний Новгород (594 м2).
В 2022 году население города составило около 5,6 млн человек. Согласно расчётам Смольного, это значит, что в Петербурге должно быть как минимум 16 252 магазина, в числе которых 7 285 точек по продаже продовольственных товаров, 3 362 нестационарных торговых объекта и 224 места на ярмарках.
Председатель постоянной комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству Ирина Иванова подчёркивает, что в целом городу торговых объектов хватает. Однако некоторые районы (Красносельский, Красногвардейский, Калининский, Приморский, Пушкинский) не дотягивают до нормы.
Здесь ловить нечего
Эксперты, к которым обратился "ДП", склоняются к мнению, что при оценке насыщенности рынка стоит обращать внимание как на количество торговых точек, так и на их площади, поскольку оба показателя могут оказаться значимыми.
Рассуждая о районах, в которых на сегодня ретейла не хватает, эксперты указывают, что это места, где активно строится жильё и одновременно создаётся достаточное количество коммерческих помещений.
"Некоторый дисбаланс в краткосрочном периоде может быть, но в целом, с учётом наличия участков для строительства торговых объектов, спрос и предложение со временем сбалансируются. При этом надо понимать, что потребность в торговых помещениях как с точки зрения площади, так и с точки зрения их количества — величина не постоянная. С развитием рынка она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону", — отмечает операционный директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игорь Кокорев.
Недостаточность объектов торговли в тех или иных районах говорит о низком трафике и малой доле платёжеспособного спроса. В то же время более благоприятные локации быстро "обрастают" торговыми точками. При этом эксперты уверены, что, если власти станут предпринимать попытки привести бизнес в те или иные районы, это вряд ли увенчается успехом.
“
"В таком случае речь скорее будет идти о субсидированном бизнесе или государственной сети, которую правительство неоднократно обсуждало. Другой сценарий — бизнес придёт на эти места, но в скором времени их покинет. Кстати, это нередкая история, например, для различных фермерских магазинов", — отмечает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.
По его мнению, в районах, где трафик и покупательная способность ниже, бизнес будет нуждаться в преференциях, например в льготах на аренду помещений. Эксперты ранее многократно обращали внимание на проблему с помещениями для ретейла в Петербурге. "Возможно, хорошей идеей было бы оборудовать торговые павильоны в едином стиле и местный бизнес к этой концепции тоже мог бы присоединиться", — полагает Лачугин.
"ДП" обратился за комментарием в пресс–службы торговых сетей. В "Магните" поделились, что рассматривают для развития в том числе объекты в Красносельском, Красногвардейском, Калининском и Приморском районах. "В Пушкинском районе, к сожалению, не очень много площадей, подходящих нам по формату, при этом мы внимательно изучаем там все возможные локации", — говорят в компании.
Алкоголь — не выход
Отдельно депутаты обращают внимание на вопрос развития рынков и ярмарок. Как поясняет Ирина Иванова, по новому закону на весь Петербург должно быть представлено не менее 224 торговых мест, по факту их почти 7 тыс. При этом количество самих рынков в городе за последние годы сократилось с 19 до 12. Аналогичная ситуация с ярмарками — из 109 территорий, которые город мог бы под них выделить, заняты порядка 10%.
Разумеется, формат ярмарок может прижиться не везде, а спрос в Петербурге часто зависит от сезона. "В этом отношении удачный кейс есть у Москвы, где формат ярмарок удалось обустроить качественно. В Петербурге им столько внимания никогда не уделялось. Огорчает и то, что колхозные рынки утратили свою популярность. Сейчас их реорганизуют под гастропространства, но это совершенно иной формат", — обратила внимание депутат.
Начальник отдела торговли и общественного питания управления развития потребительского рынка комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ) Алексей Литвенюк привёл данные, что городские рынки заполнены на 67%. То есть примерно треть мест пустует. По мнению чиновников, одна из причин — запрет на продажу спиртного. Как сообщали "Известия", Минпромторг разработал поправки в законодательство, которые позволят узаконить продажу алкоголя на стационарных рынках при условии, что продавцы получат необходимые лицензии.
Однако Михаил Лачугин сомневается, что возвращение алкоголя на рынки обеспечит приток людей. Сегодня отлично себя чувствуют форматы сетевых алкомаркетов, которые понимают потребности аудитории и вполне удовлетворяют спрос. Ирина Иванова считает, что разрешение продавать алкоголь на рынках может ухудшить ситуацию с потреблением спиртного.
"Рынки на сегодняшний день очень сильно различаются по формату, уровню цен, транспортной доступности, комфорту для покупателей. Я бы не объединяла их в один формат, если честно. Алкоголь на рынке — не самый лучший вариант, поскольку здесь выше возможность купить подделку, как и в небольших магазинах, кстати", — поддерживает эту позицию партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская.