Аграрии и фермеры Ленобласти успели запастись семенами для весенней посевной. Однако импортного материала не хватает, а российские селекционные центры всё ещё плохо представлены на рынке.
По сообщению Минсельхоза, российские аграрии к середине января были на 60% снабжены семенами для весенней посевной. В ведомстве отмечают, что в прошлом году в аналогичный временной период обеспеченность овощеводов посадочными материалами находилась на этом же уровне. Тем не менее два ведущих региона по выращиванию овощей — Астраханская и Волгоградская области — заявили о нехватке импортного посадочного сырья.
Своего не хватает
Мнение, что дефицит существует, высказывают и аграрии Ленинградской области. Традиционно в регионе выращиваются картофель, морковь, свёкла, капуста. Больше 90% посевных площадей занимают кормовые и зерновые культуры.
По данным Петростата, общая посевная площадь под урожай 2023 года — 222,6 тыс. га, из которых 2,4% занимали овощи открытого грунта и 4,6% — картофель. По итогам уборочной кампании 2023 года собрано 61,3 тыс. тонн овощей открытого грунта. По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, размер посевной площади в сельскохозяйственных организациях и крестьянских фермерских хозяйствах на 2024 год составляет 214,4 тыс. га. Из них картофель занимает 3,2 тыс. га, а овощи — 2 тыс. га.
"На хранение заложено 24 тыс. тонн семенного картофеля. Обеспеченность — 214%. В настоящий момент хозяйства проводят переборку и сортировку. Семян овощных культур требуется 3,7 тонны. Хозяйствами заключены договоры на поставку. На данный момент поставлено 0,1 тонны семян и завоз продолжается", — уточняют в комитете.
По данным ассоциации "Национальный семенной альянс", доля семян отечественной селекции или произведённых на территории страны находится в диапазоне 5–20%. Овощеводы Ленобласти 95% урожая выращивают из посевного сырья голландского производства. В ноябре 2023 года ситуация осложнилась тем, что Россельхознадзор ограничил импорт семян и посадочного материала из Нидерландов из–за выявленного в саженцах карантинного объекта.
“
"В прошлом году с закупкой было всё нормально, многие запаслись впрок, потому что понимали, что может настать момент, когда семян будет не достать. В этом году закупки только начинаются. Голландские семена проверены годами, фермерам тяжело от них уйти", — говорит президент ассоциации "Союз фермеров Ленобласти и Санкт–Петербурга" Николай Сапронов.
Ведущий агроном–овощевод АО "Победа" Раиса Кузьмина рассказывает, что в этом году предприятие смогло полностью себя обеспечить семенами, однако дефицит действительно есть. Эксперт прогнозирует более глубокую нехватку семян в следующем году.
“
"Импортные поставки идут с трудом, поэтому большую роль в обеспеченности сыграли остатки на складах. Каждый год стоимость всех семян растёт как в евро, так и в рублях. По сравнению с прошлым годом некоторые позиции подорожали на 30–40%", — объясняет эксперт.
По словам владельца "Фермерского хозяйства Безденежных" Сергея Безденежных, до введения ограничений склады представительств семенных компаний были заполнены. "Когда ввели ограничение, я сразу заказал семена и получил практически всё, что было нужно. Разумеется, цены на посадочный материал тоже поднялись. Одна компания сначала подняла на 5%, а потом ещё раз так же", — уточняет он.
Есть куда расти
Раиса Кузьмина добавляет, что лицензированных фирм–поставщиков, которые занимаются перепродажей зарубежных семян, в регионе хватает. Отечественные же селекционные центры на рынке практически не представлены.
"Ленобласть из–за своих природно–климатических условий плохо подходит для семеноводства овощных культур, поэтому семеноводческих организаций немного. В основном это организации, занимающиеся семеноводством картофеля", — объясняет кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией светокультуры и сити–фарминга ФГБОУ ВО СПбГАУ Виталий Кондратьев.
Президент Ассоциации фермеров Ленобласти Михаил Шконда утверждает, что потребительские качества семян российской селекции, в том числе производственные показатели, достаточно низки.
Сажать отечественные овощи получается невыгодно, потому что на ровном месте сокращается объём производства. Также эксперт отмечает, что потребителям чаще нравятся иностранные сорта.
"Я пробую каждый год выращивать что–то из российских семян. Кабачки вырастают с толстой кожурой, ребристые — урожай не самый качественный. И так во всём. Даже, казалось бы, простая свёкла будет с толстым хвостом, как кормовая", — поясняет Сергей Безденежных.
По словам Раисы Кузьминой, такая ситуация складывается во многом из–за дефицита кадров, который повсеместно присутствует в агропромышленном комплексе. "Сейчас генетик — сложная профессия, требующая высокого уровня знаний, поскольку сельское хозяйство работает с гибридами. Тут нужна поддержка государства. У нас семеноводство овощных на нуле. Скорее всего, мы долго ещё будем на импорте", — сетует она.
Михаил Шконда тоже подчёркивает, что селекционные центры требуют крупных инвестиций. "Это своего рода нанопроизводство. Также не хватает организаций, которые занимаются “упаковыванием” в готовую товарную продукцию того, что делают научные производства", — говорит он.
Сергей Безденежных приводит ещё одну причину отставания — отсутствие кооперации. За рубежом выведенный сорт может отправляться на выращивание в другие страны. Голландские семена могут быть изготовлены в Чили, Китае, Аргентине и т. д. Кроме того, прежде чем поступить в продажу, новый сорт должен пройти 3 года испытаний, что тоже тормозит развитие семеноводства.
Пустеющие поля
“
"Главное, чтобы компании, которые ввозили семена, сами не хлопнули дверью. Их сейчас обязуют открывать производство семян в России. Но они, конечно, в текущей ситуации на это не пойдут", — предостерегает Сергей Безденежных.
Фермер прогнозирует рост цен на овощи и картофель. Сейчас некоторые хозяйства продают картофель по 10 рублей, тогда как себестоимость составляет минимум 12–15 рублей.
"Некоторые производители могут отказаться сеять картофель. Сокращение продаж поднимет цену", — дополняет Михаил Шконда.
"Будут расти цены на семена, будут расти цены и на продукты. Хотя стоит отметить, что доля семян в себестоимости овощей невелика. В данный исторический момент это происходит из–за удорожания логистики и энергоресурсов", — уверяет Виталий Кондратьев.
Сергей Безденежных отмечает, что в Ленобласти многие предприятия перешли с выращивания овощей на молочное животноводство. На фоне уменьшающегося спроса хозяйствам проще заниматься одной деятельностью. "Овощеводов становится меньше, и их количество ещё сократится в этом году", — заключает эксперт.