Искать сотрудников в другом регионе, увеличить зарплатные предложения или инвестировать в HR-бренд. Выбрать известную компанию, прислушаться к рекомендации знакомого или освоить новую специальность. Какую тактику сегодня выбрать работодателю и соискателю, "ДП" рассказал директор по развитию Авито Работы Дмитрий Пучков.
Как вы оцениваете современный рынок труда?
— Если охарактеризовать его одним словом, то самым подходящим будет "дефицитный".
Пару лет назад на рынке труда был большой наплыв соискателей. Но из-за ряда факторов — демографической ямы 90-х, активной трансформации экономики и расширения производства — ситуация полностью изменилась.
Люди, которые долго трудились в разных организациях и не планировали смену места работы, "выглянули" на рынок труда. Они зарегистрировались на известных платформах по подбору персонала и поиску работы, чтобы оценить, сколько могут зарабатывать специалисты их уровня; узнать, какие вообще предложения существуют. Мы столкнулись с феноменом, когда на рынке представлено достаточно большое количество соискателей, но пользователи не откликаются на вакансии, а, скорее, изучают ситуацию.
Со временем этот поток нормализовался, но произошла новая трансформация рынка, которую мы наблюдаем и сегодня. Она характеризуется жёстким дефицитом персонала. Экономика перестроилась, а люди, которые хотели сменить работу, уже это сделали. Многие "выдохнули": остались в своей компании и прекратили рассматривать вакансии. Тем не менее, появилось достаточно большое количество новых рабочих мест, а число кандидатов не увеличилось.
Сегодня высокая конкуренция за соискателя — этот тезис подтверждается макроэкономическими показателями. Данные Росстата в течение квартала демонстрируют максимально низкие значения: уровень безработицы уже менее 3%. Количество вакансий на нашей платформе увеличилось в 2 раза год к году.
Поэтому сейчас рынок можно оценить, как "рынок соискателя". Если человек достаточно активен, то найти работу не представляет труда.
Дмитрий Пучков, директор по развитию Авито Работы
В связи с этим работодатели меняют своё поведение в части предложения и применения новых инструментов?
— Да, компании перестроились. Сейчас выигрывает тот, кто может отвечать заданной скорости: если появился соискатель, он релевантен запросу работодателя, нужно максимально быстро его пригласить на собеседование и трудоустроить.
Так, сегодня активно применяются форматы, которые ранее не были распространены на рынке труда. Например, широко применимый прежде лишь в IT Оne-day offer — трудоустройство за один день, когда соискатель в течение одного дня проходит все этапы: собеседования с HR, руководителем — и получает решение о готовности сотрудничать от работодателя.
Компании перестраивают форматы найма, максимально ускоряя этот процесс, избавляясь от рутинных формальностей и бюрократии. Чтобы откликнувшийся утром соискатель к вечеру уже мог получить предложение о работе.
Но это в случае, если компания нашла кандидата. Собственно, основная проблема сегодня — обеспечить самую верхнюю часть воронки найма, отклики соискателей. Решить её можно благодаря двум факторам: повышению привлекательности работодателя и повышению привлекательности вакансий.
HR-бренд строится в течение достаточно длительного времени. Сейчас выигрывают компании, которые озаботились данным вопросом раньше — и это то, во что сегодня действительно много инвестирует бизнес. Данные Авито Работы демонстрируют, что процент нанимаемых сотрудников через реферальные программы растёт. Этот инструмент успешно применяются компаниями разного типа из совершенно разных отраслей. Кроме того, сотрудники, которые готовы рекомендовать своё предприятие знакомым, как правило, и сами остаются работать на более длинный период.
Если говорить про привлекательность вакансий, в текущих условиях многие работодатели сделали акцент на увеличение зарплатных предложений для соискателей — по нашим данным, в среднем с января по декабрь 2023 года по стране рост уровня предлагаемых зарплат составил 9%.
Однако этот фактор ограничивается условиями экономической целесообразности. Поэтому работодатели учитывают и другие аспекты, которые могут быть интересны соискателю. Прежде всего, это расширенный социальный пакет: подход к его формированию каждая компания подбирает индивидуально.
Возвращаясь к теме HR-брендинга — ESG-повестка компании важна для соискателя?
— Так как рынок труда сейчас соискательский, работодатель находится на поле достаточно жёсткой конкуренции. Здесь в принципе любой фактор, который так или иначе может подчеркнуть уникальность предложения, будет в плюс. Именно поэтому сейчас говорят, что HR должен перенимать все лучшие практики из маркетинга. И приверженность компании ESG-повестке, реализация соответствующих инициатив действительно сегодня способны дать работодателю конкурентное преимущество, поскольку очень благосклонно воспринимаются аудиторией.
Мы это видим на примере нашей компании, в которой работает почти 8 тыс. сотрудников. Авито реализует целый ряд проектов в рамках ESG-концепции. Например, на платформе есть "калькулятор", который рассчитывает позитивное влияние наших пользователей на экологию за счёт повторного использования вещей. В офисе Авито установлены контейнеры для сбора крышек, блистеров от таблеток, использованных батареек, которые приносят наши сотрудники. И это вызывает позитивный отклик у тех, кто приходит в гости в офисы компании, в том числе у соискателей. А некоторые сами следят за нашими вакансиями, поскольку им нравится подход Авито в работе с экологической повесткой.
Эксперты рынка говорят, что сегодня для сотрудника очень важен его комфорт — и это понятие включает разные условия. Какие тренды здесь обозначились?
— Среди соискателей сейчас очень востребован гибкий график работы. По сути, каждый второй запрос на Авито Работе связан с поиском не только основной работы, но и подработки: +140% резюме с запросом на неполный рабочий день за 11 месяцев 2023-го года. Число вакансий с подобным предложением увеличилось за аналогичный период на 73%.
Работодатели, замечая эту тенденцию, готовы предлагать разные варианты занятости: почасовая, неполный рабочий день, сменный или вахтовый графики. И если говорить о рабочих профессиях, вахтовый метод сегодня набирает популярность в первую очередь.
Изменение и адаптация графиков работы — один из сильных трендов прошедшего года, который сохранится и в 2024-м. Причём здесь важно отметить не только увеличение спроса соискателей, но и готовность работодателей отвечать на этот вызов.
Где работодатели ещё готовы "подстроиться" под меняющийся рынок?
— Теперь работодатели рассматривают, в том числе, "неочевидных" кандидатов. Например, стираются ранее чётко очерченные границы опыта — если раньше обязательным требованием был стаж от 3 до 5 лет, сейчас ввиду острого дефицита персонала компании готовы нанимать менее опытных кандидатов и обучать их на рабочем месте. Предприятия активно сотрудничают со школами и вузами, ещё в ходе обучения готовя для себя потенциальных сотрудников. Тем более, категория 18-25 лет сейчас в самом высоком дефиците. В этом сегменте рост спроса троекратно превышает прошлогодний, в то время, как по остальным возрастным категориям — в среднем вдвое, если рассматривать вакансии для кандидатов без опыта.
Маятник качнуло и в другую сторону. Если раньше существовал так называемый стереотип "45+", и считалось, что достаточно сложно найти работу по достижении этого возраста, то сегодня и эти рамки устранены. Главный критерий для работодателя — высокая степень мотивированности соискателя.
Отличаются ли по объёму спроса Ленинградская область и Петербург от других регионов страны?
— Данные рынка труда Санкт-Петербурга соответствуют общероссийским трендам — число вакансий выросло приблизительно в 2 раза. В Ленинградской области показатель выше: почти трёхкратный рост в годовом выражении.
Если говорить про индустриальный разрез, мы наблюдаем высокую заинтересованность предприятий производственной сферы. Это связано с разными аспектами: развитие сектора в силу растущего спроса на продукцию, увеличение производственных мощностей, в целом повышение экономической активности... Вакансии, представленные в сфере производства, в общем объёме предложения в Ленобласти занимают долю в 18%, по Петербургу — 15%. На втором месте — сельское хозяйство.
Тренду на формирование более современного предложения в сельхозотрасли уже несколько лет. Другой вопрос, что спрос на эти вакансии растёт не такими быстрыми темпами, поскольку до сих пор есть ряд стереотипов об этих профессиях. Например, бытует представление, что агроном — это человек, весь день при любых погодных условиях проводящий в поле, что совсем не соответствует текущим реалиям. Чаще всего сегодня агроном находится в офисе и, получая информацию с датчиков, размещённых в полях, регулирует настройки техники, систем удобрения, полива и других. Причём зарплатное предложение для высококвалифицированного специалиста является весьма конкурентным: оно может составлять и более 300 тыс. рублей.
Какими ресурсами сегодня люди пользуются чаще всего при поиске работы?
— Можно констатировать, что поиск работы сейчас в первую очередь ассоциируется с онлайн-режимом. По нашим исследованиям, более 90% всех людей, искавших работу в последнее время, использовали интернет-источники. Это уже становится стандартом, к примеру, на Авито Работе ежемесячно ищут работу около 30 млн россиян.
Важнейшим фактором поиска работы онлайн также, как и офлайн, является доверие между соискателем и работодателем. Для того, чтобы обеспечить максимальную прозрачность для кандидатов на платформе, мы используем инструмент подтверждения работодателями своих реквизитов через ИНН или банковский бизнес ID. Эта процедура занимает у HR-специалиста несколько минут и даёт соискателю уверенность в том, что потенциальный работодатель — это действительно работающая официальная компания.
А каковы отличительные черты современного соискателя?
— Молодые люди более амбициозны. Если говорить о факторах выбора работы, в возрасте до 35 лет на первый план выходят карьерные возможности, которые готов предоставить работодатель. Люди в возрасте 40-45+ заинтересованы в стабильности: ещё на старте они хотят получить больше информации о работодателе и его надёжности.
Если взять социально-демографический разрез, то каких-либо принципиальных отличий нет, с одним исключением: мужчин больше интересуют перспективы вертикального роста. Они больше внимания обращают на наличие переменной части (бонусы, премии и т.д.), за счёт которой можно увеличить свой доход.
И ещё один важный тренд: мы видим рост числа соискателей, которые заинтересованы в совмещении основной работы с подработкой — порядка 53% от общего числа резюме. Наша ключевая гипотеза: для людей сейчас важнее общий уровень дохода, который может формироваться из ряда источников, а также возможность сочетать работу с личными и семейными делами.
А на что точно соискателю нужно обратить внимание при выборе работодателя?
— Кажется, что соискателю сейчас везёт в принципе. Но это не означает, что можно расслабиться. Во-первых, для поиска работы надо быть проактивным.
Второе: важен выбор верной площадки. Сегодня работодатели демонстрируют, что платформы для поиска персонала являются для них одним из основных источников: 9 из 10 компаний размещают предложения на таких ресурсах. Соответственно, на сервисах поиска работы представлен максимально широкий выбор вакансий.
При взаимодействии с работодателем также следует демонстрировать вовлечённость — внимательно изучать информацию о компании, требования к соискателю и список потенциальных задач. Нужно давать релевантный отклик, чётко понимать, на какую позицию ты откликаешься. И очень важно быть активным. По нашим исследованиям, чтобы получить приглашение на собеседование туда, куда тебя, скорее всего, пригласят на работу, надо оставить не менее 80 релевантных откликов.
Ещё один момент — стоит обращать внимание на репутацию работодателя. И здесь мы наблюдаем растущий запрос со стороны соискателей. Вот почему многие компании, даже уже известные, работают над своим HR-брендом.
Можно постараться узнать о потенциальном работодателе больше самостоятельно из открытых источников. Также не стоит забывать о подготовке: если вас пригласили на собеседование, поищите информацию о деятельности компании, подготовьте вопросы. Это во многом определяет успех: показывает мотивацию, интерес именно к данной позиции и конкретному работодателю. А если интерес обоюдный, успех неизбежен.
А как онлайн-платформы помогают работодателю, учитывая текущие требования к скорости реакции?
— В условиях, когда все процессы происходят очень быстро, цена ошибки становится ещё выше. Чтобы помочь работодателям и соискателям принимать верные решения, мы запустили Индекс рынка труда. У этого инструмента достаточно сложный IT-алгоритм "под капотом", но простой интерфейс: он даёт понимание степени напряжённости на рынке труда, а также подсказывает уровень средних зарплатных предложений по регионам, сферам деятельности и профессиям.
Индекс позволяет работодателю получить рекомендации по уровню рыночных зарплат, выявить регионы с меньшей конкуренцией за специалистов и, как вариант, рассмотреть переориентацию найма на них. Для соискателей — это возможность оценить уровень зарплаты, на который можно претендовать, имея определённые навыки и компетенции, а также понять, в каких регионах проще найти желаемую работу из-за более низкого уровня конкуренции среди соискателей.
Кроме того онлайн-платформы — это не просто источник соискательского трафика для работодателя. Это полноценный IT-продукт, интегрируемый в HR-системы компаний, который позволяет автоматизировать рутинные процессы в найме, тем самым высвободить ресурс рекрутера для более важных задач. В сочетании с чат-ботами, такими как HR Messenger, джобборды могут нарастить скорость потока массового найма в разы.
Учитывая все эти тренды, есть ли понимание, как рынок труда будет меняться в ближайшем будущем — и какие навыки стоит прокачать работодателям и соискателям?
— В ближайшем будущем рынок труда по-прежнему будет в руках соискателя, а компании продолжат конкурировать за работников.
Поскольку всё больше рутинных процессов перейдёт на откуп машинам, нужны будут специалисты, которые смогут мыслить творчески. Соискателям стоит прокачивать аналитическое и творческое мышление, а также лидерские качества. В условиях турбулентности, сотрудникам стоит в себе воспитывать устойчивость и гибкость.
Такие качества как любознательность, технологическая грамотность, эмпатия будут несомненными преимуществами кандидата и помогут выделиться среди конкурентов. Чтобы оставаться в строю и быть востребованным сотрудником, придётся учиться на протяжении всей жизни и быть готовым инвестировать в это своё время и силы.
Думаю, что работодателям также стоит проявлять такие качества, как гибкость и адаптивность, реагируя на новые вызовы рынка.