ГУП "Петербургский метрополитен" ищет подрядчика для подготовки документации в целях импортозамещения оборудования вагонов серии "Нева", курсирующих по зелёной ветке. Начальная максимальная цена конкурса — 34 млн рублей.
Необходимость в модернизации возникла из–за "действий недружественных стран", следует из конкурсной документации. В условиях санкций стало невозможно приобретать некоторые запчасти для вагонов, что порождает угрозу снижения требований к безопасности и срывов графика движения составов. Заменить на отечественные собираются в том числе тормозную систему, оборудование кабины управления, а также систему управления поездом. Представить готовую документацию победитель конкурса будет обязан к середине сентября 2024 года.
Серия "Нева" является локализацией чешских поездов марки Škoda. Всего с 2012 по 2019 год, по данным "Петербургского метрополитена", было произведено 54 вагона серии 81–556 / 557 / 558, о которых и идёт речь в закупке, и ещё 90 модифицированных вагонов, которые пассажиры подземки могут отличить по синей и зелёной расцветке соответственно.
Сборкой вагонов занималось ООО "Вагонмаш", основанное ЗАО "Вагонмаш" и чешской Škoda Transportation в феврале 2011 года. Но партнёрство продлилось недолго. На фоне финансовых трудностей, в итоге приведших "Вагонмаш" к банкротству, в апреле 2013 года его долю 49% в совместном предприятии выкупил Кировский завод. В 2020 году он продал свой пакет холдингу "Синара — Транспортные машины" (СТМ), который впоследствии приобрёл у чешских компаньонов ещё 1% "Вагонмаша", став паритетным партнёром Škoda.
События 2022 года отразились на структуре владения ООО "Вагонмаш" нетипично. Чешские владельцы не просто не вышли из компании, а выкупили у холдинга СТМ его половину предприятия. В 2023 году ООО "Вагонмаш" продолжало получать от "Петербургского метрополитена" новые контракты — на сервис вагонов серии "Нева", а также на подготовку перечня комплектующих поездов, нуждающихся в локализации.
В ГУП "Петербургский метрополитен" "ДП" подтвердили, что ведут активные работы по импортозамещению. Ясность относительно сроков полного завершения процесса появится по итогам объявленного конкурса.
Так или иначе, запас поездов на третьей линии достаточен, говорит главный редактор портала "Транспорт СПб" Владислав Булгаков. Но нужно учитывать, что перспективное продление зелёной ветки метро потребует высокой надёжности составов. "Модернизация нужна для их более эффективной работы с меньшим числом простоев, чтобы не навредить будущему расширению", — считает эксперт.