Рынок заказных автобусных перевозок Петербурга в последние несколько лет существенно сократился — в отсутствие массового иностранного туриста часть игроков закрыла свой бизнес. Оставшимся же приходится бороться не только за клиента, но прежде всего за возможность предоставлять комфортный сервис гостям Северной столицы. Камень преткновения — парковки.
Так, в сентябре 2023 года в рамках заседания Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга в том числе обсуждался вопрос бесплатных парковок для туристических автобусов. К концу прошлого года планировалось задействовать 47 адресов — на момент встречи действующих было 27. Правда, востребованы из них всего 8, заметили чиновники.
Причём ранее, в июне, председатель комиссии по транспорту и туризму Общественного Совета Олег Куксов делал акцент на том, что у представителей отрасли не было возможности внести предложения, поскольку постановление о платных парковках не проходило оценку регулирующего воздействия. В этой связи он считает, что следует разработать нормативно-правовой акт, закрепляющий права перевозчиков. Которые как раз готовы дать список наиболее востребованных адресов.
И одним из первых в списке будет Московский вокзал, говорит генеральный директор "Авто Менеджмент" Дарья Шаченок. Популярность парковочных мест здесь очень высока, а вот реальных возможностей поставить автобус для того, чтобы высадить или забрать туристов — практически нет. Особенно если речь про транспортные средства вместимостью более 9 пассажиров. Когда это большие организованные группы туристов, пропорционально размеру ТС снижается уровень комфорта: в приоритете оперативность процесса погрузки/выгрузки, а не удобство гостей города.
Впрочем, если здесь представители отрасли находятся в постоянном диалоге с органами власти, уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, а также общественными организациями и имеют возможность отстаивать свою позицию, — то оператор аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" такой возможности перевозчикам не давал после того, как с 1 сентября 2023 установил новые тарифы. Первое совместное обсуждение текущей ситуации и того, как рост цен повлияет на сферу туристических перевозок, состоялась лишь в январе 2024 года.
По словам игроков рынка, новые условия, обозначенные в прейскуранте, вынуждают компании увеличить стоимость пассажирских перевозок. А в ситуации, когда основной заказчик — внутренний турист, такое повышение может оказаться чувствительным, вследствие чего снизится объём заказов. И это точно не улучшит ситуацию для предприятий, "выживающих" в отсутствие большого турпотока.
Как пояснила Дарья Шаченок (подтверждающие документы есть в распоряжении "ДП"), это повышение стало вторым за 2023 год: сперва тарифы обновились 1 января, затем 1 сентября. До осени стоимость парковки составляла 200 рублей за 6 часов. Новый прайслист предполагает тариф 500 рублей за 3 часа с учётом НДС, при этом бесплатное время пребывания для автобусов практически отсутствует, поскольку составляет всего 2 минуты, за которые высадить пассажиров и выгрузить их багаж, например, не представляется возможным. Для легкового транспорта, кстати, предусмотрены 15 минут. Таким образом, цена парковки за час с 1 сентября 2023 года выросла немногим более чем в 5 раз по сравнению с тарифом на 1 января 2023-го. На данный момент почасовая тарификация не предусмотрена. Соответственно, минимальная стоимость одного заезда — 500 рублей. Если же рейс с заказавшими услугу гостями задерживается, и трёхчасовой период истёк, то оплатить потребуется ещё минимум 3 часа пребывания.
Дарья Шаченок, генеральный директор "Авто Менеджмент"
Также генеральный директор "Авто Менеджмент" приводит данные по прайс-листам российских аэропортов, собранные игроками рынка по наиболее популярным туристическим направлениям. Так, в международном аэропорту Сочи время бесплатного пребывания для автобусов составляет 15 минут, а стоимость часа пребывания составляет 250 рублей. В калининградском Храброво — заложен такой же период бесплатного нахождения на территории, за час — 300 рублей. У московских аэропортов разные условия. Только во Внуково нет "бесплатного въезда", в Шереметьево — предусмотрены 10 минут на погрузку/выгрузку пассажиров, в Домодедово — 15. Причём если в последнем первый час пребывания стоит 600 рублей, то со второго часа цена снижается до 400 рублей в час. Во Внуково тоже "плавающий" тариф: за первый час — 350 рублей, далее — от 200 до 250. В Шереметьево единый почасовой тариф — 400 рублей. Всего петербургские перевозчики собрали сведения по 12 аэропортам — и по результатам сравнительного анализа пришли к выводу, что большинство объектов предлагает более выгодные условия перевозчикам, чем Пулково.
В январе состоялась встреча представителя ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" с игроками отрасли — по результатам которой председатель комиссии по транспорту и туризму Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга направил ещё одно письмо оператору аэропорта. В обращении приведены ещё раз обозначены проблемы, создающие административные и тарифные барьеры для предпринимателей и запрошенные сведения. Так, по данным комиссии, сегодня перевозку с туристическими целями в городе выполняют порядка 300 автобусов — только 10%, как следует из опросов, периодически осуществляют перевозку групп туристов в Пулково. Таким образом, речь о высокой прибыли не идёт — ни для перевозчика (в среднем час аренды пассажирского микроавтобуса составляет 1,5 тыс. рублей, автобуса — 2,5 тыс. рублей), ни для аэропорта. Основной вопрос — в комфорте туриста и формировании имиджа гостеприимной столицы.
В связи с этим запрос предпринимателей — предоставить для разгрузки/погрузки автобусов бесплатное время в размере 45 минут, а также заменить трёхчасовой тариф для автобусов почасовым в 200 рублей за час с учётом НДС. "ДП" обратился за комментарием к ООО "Воздушные ворота Северной столицы", но на момент публикации редакция ответ не получила. Учитывая, что до высокого турсезона времени не так много, будем надеяться, что диалог с перевозчиками будет более результативным.