За последний год объёмы потребления вина в Петербурге почти в 2 раза превысили средние показатели по России.
Как подсчитали в аналитической службе аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в 2023 году на каждого жителя Северной столицы приходилось по 11 литров реализованного вина, а розничные продажи винодельческой продукции в России увеличились на 2,3% (до 5,9 литра на одного человека в год), но так и не достигли допандемийного уровня после трёхлетнего спада.
Также специалисты отметили, что активнее всего винодельческая продукция продавалась в Северо-Западном федеральном округе, а следующими за Петербургом в списке регионов с наибольшим объёмами потребления вина оказались Московская область, Карелия и Ленинградская область. При этом жители Кавказа и других национальных республик покупали и заказывали этот алкогольный напиток реже всего.
“
"Продажи крепкого алкоголя (с содержанием спирта более 25%) в магазинах и заведениях общественного питания увеличились к предыдущему году в натуральном выражении на 3,6%, с 7 до 7,2 литра на душу населения в год. Это максимальное годовое потребление на человека как минимум с 2017 года, то есть за [последние] 7 лет. Таким образом, после резкого скачка в 2022 году (на 7,3%) восходящая динамика продаж в 2023 году сохранилась, хоть и сбавила темпы", — приводит выдержку из исследования ТАСС.
Согласно статистическим данным, водка занимала 2/3 в структуре продаж крепкого алкоголя, однако её потребление в России за последний год снизилось на 0,2%, до 5,3 литра на человека. В то же время продажи коньяка и других горячительных напитков выросли сразу на 10%, до 1 литра на человека.
Член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян отмечает, что Россия следует общемировому тренду по постепенному отказу от употребления крепкого алкоголя в чистом виде, поэтому значительная часть потребителей переключилась с водки на ром, коньяк, джин и другие высокоградусные напитки, которые можно использовать как основу для коктейлей. Кроме того, найти эти виды алкоголя стало проще после расширения производства в России.
"Традиционно больше всего крепкого алкоголя употребляют в регионах с суровым климатом, в то время как в кавказских республиках распитие спиртного сведено к минимуму. Однако стоит учитывать, что ещё сохраняется теневой рынок алкоголя, не учитывающийся в официальной статистике продаж <...> а особенно высокий рост продаж крепкого алкоголя не в полной мере отражает общую структуру потребления", — отмечает эксперт.
Впрочем, самым популярным алкогольным напитком у россиян по-прежнему остаётся пиво: пивоваренной продукции в России реализуется в 3,5 раза больше, чем любых других видов спиртного, и прошлый год тоже не стал исключением. Суммарно с магазинных прилавков, а также в ресторанах и барах было отпущено и разлито по 53,3 литра пива и пивных напитков (включая сидры, пуаре, медовухи и т. д.) на душу населения.
"Продажи пива, как и крепкого спиртного, [в 2023 году] достигли максимума. В целом вся линейка алкогольной продукции продолжит дорожать в связи с увеличением акцизов, стоимости логистики, сырья, расходов на аренду и персонал. Поэтому потребители и дальше будут искать альтернативу привычным брендам", — прогнозирует Микаелян.
Ранее "Деловой Петербург" рассказывал, что производитель и импортёр алкогольной продукции Ladoga инвестирует 500 млн рублей в расширение своего завода в Петербурге, что позволит ему нарастить выпуск на 70%. Тем временем Латвия за 2023 год продала России виски на рекордную сумму, втрое обойдя других поставщиков, а также вместе с Литвой стала главным экспортёром игристого вина в РФ.