Ужесточение требований к внешнему оформлению вывесок в Петербурге может создать проблемы для розничных сетей, но даст возможность неплохо заработать производителям наружной рекламы.
Вывески петербургских предприятий, находящихся в жилых домах, должны стать информативнее. Помимо названия на них необходимо указывать профиль компании — например, "продуктовый магазин" или "пункт выдачи заказов".
Представители бизнеса, особенно крупных сетей, недовольны тем, что в сжатые сроки придётся переделывать сотни вывесок. В Смольном возражают, что требования по факту действовали уже несколько лет и времени подготовиться к переменам не спеша у всех было достаточно.
Общая стоимость этой кампании может обойтись в десятки, а может быть, даже сотни миллионов рублей.
Дорогие подробности
Вывески и наружную рекламу в Петербурге регламентирует постановление городского правительства № 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт–Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства". Те или иные поправки в него вносятся практически ежегодно. В частности, положения, уточняющие требования к вывескам, появились в тексте ещё в октябре 2020 года. Однако до сих пор требование указывать профиль деятельности не считалось чем–то строго обязательным. Теперь же в Смольном решили, что товарного знака или бренда предприятия недостаточно. Срочно переделать все вывески не требуется, но при их плановой смене это обязательно. При этом чиновники подчёркивают, что по закончившимся разрешениям не применяется никаких санкций — ни демонтажей, ни штрафов. У бизнеса есть 10 месяцев на то, чтобы согласовать новый дизайн вывески, пока их за это никто не будет наказывать.
Сейчас предприниматели, желающие согласовать вывеску, направляют заявление через "Госуслуги" в комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, который рассылает по каждой заявке пакеты документов в КГА и комитет по защите памятников (КГИОП). Получив мнение этих органов, Компечати формирует разрешение на размещение или отказ.
Власти считают такой порядок согласований максимально упрощённым. Бизнес с этим не очень согласен. Недовольство вызывает, в частности, то, что согласование организация получает не на сеть магазинов, а на каждую точку по отдельности.
"Для этого необходимо составить проект, где будут указаны цвет надписи, толщина, подсветка, а также приведено изображение фасада без вывески и с вывеской в светлое и тёмное время суток. А далее чиновники просят то поднять надпись повыше, то сдвинуть вправо–влево. У нас один раз была ситуация, когда проект одной вывески просили переделать 4 раза, а на пятый согласовали первоначальный вариант. Длился этот процесс год", ― рассказал "ДП" директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский.
Дырки в стенах
Участники рынка ретейла обращают внимание на то, что как раз в 2024 году у многих истекает срок действия старых вывесок (он действует 5 лет). В целесообразности срочно менять их на новые, соответствующие букве постановления многие сомневаются.
Александр Мышинский указывает, что из–за этого в фасадах домов города появится ещё больше отверстий. Следовательно, больше денег понадобится на капремонты зданий. Не говоря уже об изготовлении самих вывесок и их согласовании.
"В целом у нас одна вывеска под ключ обходится в 100 тыс. рублей. Петербург, пожалуй, единственный город, где разрешение на установку вывески выдаётся не навсегда, а на 5 лет. Это довольно бессмысленно, на мой взгляд", ― говорит он.
Однако с такой позицией согласны не все. В пресс–службе "ВкусВилла" корреспонденту "ДП" рассказали, что на большинстве магазинов сети уже есть расшифровка профиля деятельности. В случае отсутствия места на фасаде она указывается на табличке с режимом работы.
Тем не менее нормативы действительно выглядят избыточными, особенно для розничных сетей, чьи товарные знаки и бренды хорошо узнаваемы потребителями. Только у предприятий ― членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) на территории Петербурга работают несколько тысяч магазинов. "Необходимость провести перепроизводство вывесок в таких масштабах приведёт к росту финансовых, кадровых и временных издержек. Эти затраты они будут вынуждены переложить в потребительские цены", ― считает председатель президиума АКОР Игорь Караваев.
Есть и чисто технические проблемы, не связанные с деньгами. В некоторых случаях вывески из–за размера с трудом помещаются на свободных участках фасада здания. Сложно представить, как в таких случаях уместить приписку "продукты" или "супермаркет".
Как вы точку назовёте
Странным требования считают и в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Сейчас случаев, чтобы на вывеске указывалось пояснение о деятельности компании, крайне мало. Даже в небольших посёлках в большинстве случаев присутствуют и точки сетевого ретейла. Кроме того, ранее в Петербурге обсуждалась проблема перенасыщения информации на вывесках предприятий, поэтому неясно, как найти баланс в этом вопросе.
Директор Северо–Западного представительства АКАР Наталья Пилатова обращает внимание на то, что сегодня некоторые компании в городах открывают помещения с разным функционалом — где, например, соседствуют отделение банка и пункт выдачи заказов.
Эксперт поясняет, что для предприятия вывеска ― элемент скорее рекламный, чем информационный. Подробная же информация (название юрлица, телефон, график работы и т. д.) обычно указывается на специальных табличках при входе. К ней же можно было бы добавить и непосредственно профиль компании. С точки зрения рекламного бизнеса экономическое благосостояние рекламодателя гораздо важнее, поскольку оно позволит крупным компаниям больше вкладываться в маркетинговую составляющую, которая принесёт больше пользы.