Рыбопромышленный холдинг "Норебо" и "Мурмансельдь 2" отказались от взаимных претензий по строительству траулеров проекта 03095.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в феврале прекратил производство по иску АО "Мурмансельдь 2" бизнесмена Юрия Задворного, которое требовало 251 млн убытков с судостроительного завода "Отрадное" (входит в группу "Норебо" Виталия Орлова). Истец, инициировавший тяжбу в июле 2023 года, отказался от разбирательств. В свою очередь "Отрадное" отказалось от иска к "Мурмансельди 2", в котором требовало признать расторгнутым договор на строительство.
Параллельно с этим завершились и другие тяжбы. "Мурмансельдь 2" отозвала два иска к судостроительному заводу "Пелла". В первом заказчик требовал взыскать с дочерней компании ответчика — "Пеллы СК" — более 820 млн рублей недополученного дохода, реального ущерба и процентов за пользование чужими денежными средствами, а во втором — обратить взыскание на головной траулер этого же проекта.
Напомним: в феврале 2017 года "Пелла" и "Мурмансельдь 2" подписали договор на строительство серии из четырёх рыболовных судов. Эти соглашения заключили в рамках механизма "квоты под киль": компании, получившие право на добычу водных биоресурсов, должны были инвестировать в строительство своих судов рыбопромыслового флота на российских верфях или же вложиться в создание инфраструктуры в прибрежных районах.
Траулеры проекта 03095 предназначены для ловли донных пород рыб и их переработки на борту. Согласно проекту, длина судна составляет около 70 м, ширина — 13,5 м, максимальная скорость — 14,5 узла.
Головной траулер серии, получивший название "Андромеда", должен был выйти на промысел весной 2020 года. Однако "Пелла", столкнувшись с финансовыми трудностями из–за других заказов, выделила одну из двух своих верфей в отдельное юридическое лицо ("Пелла СК") и продала её "Норебо", а также вернула "Мурмансельди 2" аванс 32 млн евро. Проданная верфь (её новое название — судостроительный завод "Отрадное") стала преемником в судах с бывшим заказчиком "Пеллы".
На данный момент вопрос с "Мурмансельдью 2" урегулирован, рассказали "ДП" в "Норебо". Головной траулер "Андромеда" достраивается за счёт собственных средств, он в высокой степени готовности. Планируется, что ходовые испытания пройдут весной 2024 года. Вероятно, после этого "Андромеда" пополнит собственный флот рыбопромышленного холдинга. Другие подробности достигнутых договорённостей пока неизвестны.
Не исключено, что "Норебо" оказалось проще договориться с заказчиком, чем "Пелле", ведь появление нового крупного игрока на одной из сторон в ходе переговоров — это всегда стабилизирующий и умиротворяющий фактор, говорит эксперт по судебно–арбитражным спорам и сложноструктурированным сделкам Арутюн Саркисян. "Возможно, речь идёт о новых коммерческих возможностях, которые открываются для “Мурмансельди 2” во взаимодействии с “Норебо”. Кроме того, не исключено, что текущие споры с учётом их размера влияли на кредитные рейтинги компаний. Как следствие — их скорейшее завершение также могло быть простимулировано банками с учётом значительной закредитованности отрасли", — отмечает Арутюн Саркисян.
При этом, войдя в судостроительный бизнес "Пеллы", группа "Норебо" фактически купировала её споры с бывшим заказчиком, следует из картотеки арбитражных дел. Вероятно, это отразилось на "цене входа" в бизнес при покупке верфи.
"Обычно все претензии включены в сделку: анализируется обоснованность (в том числе документальная подтверждённость), возможность дисконта с учётом коммерческих и юридических обстоятельств. Особую роль играют возможности покупателя на профильном рынке, поскольку зачастую все данные вопросы регулируются понятийно, “по–джентльменски”, с учётом общего коммерческого интереса сторон. В каждом конкретном случае стороны устанавливают различный дисконт: общего мерила на такие случаи нет", — рассказывает Арутюн Саркисян.
Форма урегулирования спора через отзыв иска говорит о том, что стороны, вероятно, нашли элегантное и одновременно комплексное решение, не требующее судебного рассмотрения ни в формате признания иска, ни в формате мирового соглашения, говорит управляющий партнёр адвокатского бюро "Инмарин" Кирилл Маслов. "Обычно во главу угла ставится либо достройка и выпуск судна, либо компенсация расходов. В случае с этим спором, очевидно из–за квот, во главу угла ставился ввод судна в эксплуатацию, что может быть связано с получением так называемых квот под киль. Остальное может решаться уже через механизмы реализации взаимных гарантий и ответственности, как предусмотренной, так и не предусмотренной контрактами", — отмечает он. Наиболее вероятно, что судовладельцам на фоне решения вопроса о распределении и реализации квот легче договориться друг с другом, резюмирует эксперт.
На данный момент СЗ "Отрадное" строит шесть траулеров разных проектов, а также два краболова и два ярусолова. В рамках второго этапа программы инвестквот верфь планирует возвести ещё три ярусолова и четыре супертраулера, сообщалось ранее.
Выручка ООО "СЗ Отрадное" в 2022 году (последние доступные данные) составила 1,3 млрд рублей, чистый убыток — 701,5 млн. Предприятие возглавляет Александр Соловьёв, ранее руководивший Выборгским судостроительным заводом.
Сама группа "Норебо" в рамках первого этапа программы инвестквот строит 14 рыболовных судов, из них пять крупнотоннажных траулеров и два среднетоннажных спущены на воду. Часть из них возводит и петербургская Северная верфь. Однако в будущем холдинг планирует пополнять флот, строя его на собственном заводе. В том числе, как писал ранее "ДП", группа отказалась от достройки четырёх судов из 10 заказанных у Северной верфи. Их строительство с учётом доработок вышло дороже, чем планировалось при заключении контракта.