На днях в Петербурге продемонстрировали обновлённый "умный" трамвай проекта 71-923М "Богатырь М". Собранный на Невском заводе электрического транспорта им. Пироцкого (входит в "ПК Транспортные системы"), он будущим летом выйдет на линию трамвайного парка №7. По замыслу разработчиков, экологичный вид общественного транспорта по комфорту сможет соревноваться с личным автомобилем.
Напомним, что по заключённым ранее контрактам "ПК Транспортные системы" до 2026 года поставят Петербургу 116 трамваев разной вместимости. Они будут иметь разные модификации, но все с низким уровнем пола и комплексом активной помощи водителю. В том числе это модели "Львёнок", "Витязь", "Невский" и другие. На данный момент по рельсам северной столицы уже курсируют 8 "Витязей" и 20 "Богатырей".
Модернизированный вариант "Богатыря" содержит новшества как для пассажиров, так и для водителей. В вагонах появился второй кондиционер и тёплый пол у входных дверей, чтобы избежать наледи даже при значительных перепадах температуры "за бортом". Интерьер выполнен с применением алюминиевых сплавов для долговечности. Пассажирам доступны USB-розетки для зарядки гаджетов, кронштейн для велосипеда и места для детских или инвалидных колясок. При открытии и закрытии дверей загораются светодиодные сигнальные линии и срабатывает звуковой сигнал. "Наша идеология — сделать трамвай настолько комфортным, чтобы он мог соревноваться с личным автомобилем", — рассказал журналистам директор предприятия Сергей Назаров.
Новые опции появились и у водителей. В кабинах установлено эргономичное кресло, появился датчик дождя, системы кругового обзора и помощи водителю, предупреждающие об опасности столкновения. Избежать аварий поможет и система с элементами автопилотирования. Как рассказали в компании, трамвай сможет продолжить работу на линии в случае обрыва контактной сети: за счёт более мощных аккумуляторов запас его автономного хода увеличен с одного до трёх км.
“
"Этот трамвай объединил в себе лучшее. Их ещё называют "умными" за их систему активной помощи водителю и контроля его состояния. А благодаря функции автономного хода эти трамваи удобнее выводить с обесточенных из-за аварий участков, они не будут мешать движению машин и создавать заторы. При этом, несмотря на всю современную электронику, новые модели гораздо более экономичные", — прокомментировал вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков.
Отметим, что в составе "ПК Транспортные системы" несколько производственных площадок, в том числе в Энгельсе и в Твери. На заводе в Петербурге ведут завершающие этапы сборки. Всего с 2015 года компания выпустила для города 218 трамваев шести разных моделей, из них 103 трамвая модели "Богатырь М", — как и тысячный юбилейный трамвай, представленный на днях.
В целом, в 28 регионах России эксплуатируют 995 трамваев и 470 троллейбусов производства компании, рассказал гендиректор "ПК Транспортные системы" Александр Дубровкин. "Для нас выпуск тысячного трамвая — это не просто важная веха, а символ возрождения городского электротранспорта в России. Ведь ещё несколько лет назад во многих городах шёл серьезный разговор о демонтаже трамвайных путей, снятии контактной сети и закрытии городского электротранспорта", — отметил он.
Сегодня в трамвайных парках Петербурга обновлено больше половины вагонов из тех, что работают на линиях, отметил директор СПб ГУП "Горэлектротранс" Денис Минкин. "Поэтому процесс обновления заметен, и он не останавливается. Более того, петербургские трамваи на порядок лучше по оснащению, чем в других городах", — добавил он.
Отметим, что вне зависимости от моделей и производителей, все новые петербургские трамваи оснащены комплексом активной безопасности. В его основе — российские разработки технологии искусственного интеллекта Cognitive Pilot. Она установлена на вагонах "Довлатов" и "Достоевский", которые стали главным событием в области эко-транспорта города в прошлом году. Эти трамваи имеют и низкопольное исполнение, и малый радиус поворота, что важно в условиях плотной исторической застройки Петроградской стороны.
В планах властей Петербурга до 2028 года получить 600 новых трамваев, включая производства "ПК Транспортные системы". Обновление проходит в рамках комплексной программы развития "Сохраняя историю, движемся в будущее", принятой Смольным в 2022 году. Её основная цель — безопасные, быстрые и комфортные перевозки пассажиров по городу на наземном электрическом транспорте: трамваях и троллейбусах. К 2028 году должен быть полностью обновлён не только подвижной состав, но и инфраструктура — модернизирована и реконструирована.