07:5101 марта 202407:51
3696просмотров
07:5101 марта 2024
В 2023 году в Петербурге резко выросли продажи автомобилей, обуви, ювелирных изделий, мобильных телефонов, а также табака и алкоголя
По итогам 2023 года самый сильный прирост продаж, по данным Петростата, произошёл в категории легковых автомобилей (+53,2% по сравнению с 2022–м в сопоставимых ценах). Их было продано на 272,4 млрд рублей.
Рост без удовлетворения
Как ранее писал "ДП", по итогам прошлого года в Петербурге зарегистрировали 60 928 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Первое место по популярности заняла Lada (больше половины регистраций пришлось на модель Granta), также востребованными оказались такие марки, как Haval, Geely, Changan, KIA. По словам экспертов, ситуация, наблюдающаяся на рынке по итогам 2023 года, говорит скорее о частичном восстановлении спроса, нежели о росте. При этом доля неудовлетворённого спроса остаётся высокой, в целом по стране её можно оценить в миллион автомобилей.
Однако, как указывает вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, в нынешних ценах спрос не может быть полностью удовлетворён: купить машину за 2–3 млн рублей может позволить себе далеко не каждый петербуржец, а автокредит под 20% годовых невыгоден. Льготное же автокредитование с господдержкой доступно ограниченным категориям граждан.
“
"Мы со своей стороны просили Минпромторг расширить этот список категорий, например добавить всех ветеранов боевых действий, многодетные семьи. Также мы считаем, что нужно расширять количество брендов, доступных для льготных автокредитов, сейчас перечень крайне ограничен. Нужно снижать налоговое бремя на автомобили", — сказал Антон Шапарин корреспонденту "ДП".
Золотые горы
На 28,3%, до 18 млрд рублей выросли продажи ювелирных изделий. По данным аналитического центра SOKOLOV, который агрегирует данные "СберАналитики", АКИТ, Росстата и собственные исследования рынка, в 2023 году Петербург стал лидером в СЗФО по объёму продаж ювелирных украшений. Оборот в регионе достиг 23,2 млрд рублей — рост 17% в сравнении с аналогичным периодом в 2022 году.
Объёмы ювелирного производства в целом по стране в 2023 году тоже выросли. По данным Минфина, одних только золотых изделий было произведено 30,8 млн штук общим весом 55,5 т. Это на 18,5% больше по количеству и на 14% по весу металла, чем в 2022 году.
"Среднерыночные розничные цены на ювелирные изделия, по данным Росстата, начали расти с августа 2023 года и в декабре оказались выше на 22% относительно декабря 2022–го. Динамику цен задал рост стоимости золота в рублях на 40% с начала года", — отметил CEO ювелирного холдинга SOKOLOV Николай Поляков.
Переобулись после кризиса
Петростат также фиксирует прирост продаж на 30% в таких категориях, как обувь и мобильные телефоны. По данным ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки "Честный знак"), продажи в магазинах увеличились на 5%.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе Wildberries, продажи обуви на маркетплейсе по СЗФО выросли даже больше, чем показывают данные Петростата, — на 49% по сумме продаж и на 63% в штуках. При этом средняя цена снизилась.
"Сказался эффект низкой базы 2022 года, а также поставки обуви по параллельному импорту", — говорят в компании. На продажах также сказался и рост локального производства.
По оценке "М.Видео–Эльдорадо", продажи кнопочных телефонов за 12 месяцев 2023 года в целом на российском рынке составили более 5 млн штук. Средний чек на кнопочные девайсы сохранился на уровне предыдущего года — порядка 1,7 тыс. рублей. Продажи смартфонов в целом по стране за 2023 год увеличились на 25%, более чем до 30 млн штук, что сопоставимо с показателями 2021 года. Средний чек за год снизился до 22 тыс. рублей.
В случае с мобильными телефонами, как и с автомобилями, рост может объясняться перестройкой логистических потоков, а также эффектом отложенного спроса. Как отмечает руководитель департамента финансов ВШЭ Санкт–Петербург Юрий Ичкидзе, в 2022 году в период начала введения санкций люди приостановили обновление вещей, имеющих длительный срок использования. В 2023 году действие этого эффекта немного снизилось, что привело к увеличению продаж.
По мнению руководителя департамента "Телеком" "М.Видео–Эльдорадо" Сергея Уварова, в 2024 году можно прогнозировать усиление конкуренции между китайскими брендами, которые расширяют модельный ряд устройств в популярных ценовых сегментах, включая премиальный. В компании ожидают стабилизацию позиций Samsung, при этом доля Apple может сохраниться на прежнем уровне с учётом базы лояльных пользователей.
Всё в дыму
Тенденция к росту продаж была зафиксирована в таких категориях, как табачные изделия (+30,2%) и алкоголь (+14,5%). Табака в городе на Неве продали на 54,1 млрд рублей, алкоголя — на 141,1 млрд рублей.
Интересно, что в ЦРПТ, напротив, фиксируют снижение продаж табачной продукции по Петербургу на 2% год к году. "Среди табачных товаров наибольшей популярностью в регионе пользовались сигареты и табачные стики — 78% и 19% соответственно. Средняя цена пачки сигарет в 2023 году составила 178 рублей (прирост за год на 12%), при этом стики петербуржцы покупали в среднем за 173 рубля (прирост за год на 5%)", — говорят там.