В последнюю неделю российские власти много внимания уделили вопросам контроля за ценами в сфере такси. Так, 28 февраля премьер–министр Михаил Мишустин в ходе встречи с главой Федеральной антимонопольной службы Максимом Шаскольским заявил, что "в ценообразовании нужно, как говорится, держать ухо востро", речь шла, в частности, об электронной торговле, такси и каршеринге.
За пару дней до этого, 26 февраля, замруководителя антимонопольного ведомства Пётр Иванов в интервью газете "Известия" отметил, что у регулятора накопились "серьёзные замечания" к сервису "Яндекс.Такси", главному игроку на рынке пассажирских перевозок.
В середине февраля о контроле над отраслью задумались и в парламенте. Член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству единоросс Алексей Говырин заявил, что следует ограничить наценку на поездки сверх обычного тарифа. Она, по мнению депутата, не должна превышать 20%. Данные рассуждения были спровоцированы взлетевшими ценами на перевозки во время аномальных снегопадов в Москве.
Сами антимонопольщики в свою очередь такие радикальные предложения встречают прохладно. Как пояснил Пётр Иванов, ограничение цен на услугу может привести к тому, что она вовсе не будет предоставлена, так как для перевозчика это окажется невыгодно. Тем не менее ещё в феврале 2021 года в ведомстве изучали обоснованность изменения цен агрегаторов на перевозки при плохой погоде, однако тогда в конечном итоге это никак не отразилось на работе сервисов.
Рынок такси не зря пришёл к динамическому ценообразованию, когда стоимость поездки определяется балансом спроса и предложения — соотношением между числом людей, желающих уехать, и свободными водителями. Такой подход позволяет соблюдать баланс, оперативно подстраиваться под ситуации с нехваткой авто во время пика заказов или дефицита машин в определённом районе, поясняет "ДП" председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
"Сегодня большинство водителей самостоятельно решают, когда им выходить на линию и выполнять заказы. И если регулируемый тариф в непогоду не окажется привлекательным и не будет покрывать риски водителей, то пассажиры просто не смогут уехать", — предупреждает эксперт.
Помимо этого, отмечает она, такие меры могут спровоцировать отток водителей в серый сектор. Часть перевозчиков в моменты повышенного спроса просто перестанет принимать заказы от агрегаторов и начнёт подбирать "голосующих" с тротуара.
Нужно отметить, что сегодня отрасль и так испытывает недостаток водителей. Их число в России с 2021 по 2023 год, по подсчётам Аналитического центра при правительстве РФ, снизилось на 15,4% — с 714 тыс. до 604 тыс. человек. Наиболее сильно страдают малые города с населением до 100 тыс. человек, в которых число шофёров за 2 года упало на 44%. В столичных агломерациях, напротив, количество водителей за тот же период даже выросло на 6,3%.
Рост средней стоимости поездки с 2021 года, по разным подсчётам, составил от 23 до 29%. А расходы водителей на содержание авто, включающие в себя амортизацию, затраты на топливо, страховку и комиссии таксопарков и агрегаторов, за тот же отрезок времени выросли почти в 1,5 раза — в среднем с 2,2 тыс. рублей в день в 2021 году до 3,2 тыс. к концу 2023–го.