По итогам 2023 года в Петербурге на 23% вырос спрос на франшизы детского развития и образования, подсчитали аналитики TopFranchise. По их данным, детское развитие и образование в целом лидируют на рынке франчайзинга России. Петербург занимает второе место по количеству заявок. Прогнозируется сохранение интереса в течение 3 лет.
Эксперты подчёркивают, что в 2023 году рынок франчайзинга был гораздо более предсказуем и стабилен, чем годом ранее. Сказалось отсутствие новых политических потрясений.
"Ещё один фактор — уход иностранных брендов, что естественным образом спровоцировало рост импортозамещения, будь то детские товары или образование. Более 90% рынка уже представлены российскими брендами", — говорит основатель и руководитель сети детских образовательных центров "Полиглотики" Елена Иванова. По её опыту, с мая по июнь из–за сезонности спрос на франшизу традиционно снижался, но с августа–сентября вновь вернулся к прежним показателям, что подтверждается запуском шести новых филиалов с осени.
Как отмечает руководитель обучающей детской онлайн–платформы "Чевостик" Дмитрий Томисонец, в основном родители ожидают, что школа закрывает все вопросы, связанные с образованием. "Известные онлайн–школы идут в офлайн, открывают секции при общеобразовательных школах. Они тем самым расширяют аудиторию пользователей, входящих в устойчивый средний класс населения. Группа таких неравнодушных родителей — это целевой рынок для развивающихся локальных и федеральных продуктов", — говорит он.
В целом спрос на франшизы, по данным TopFranchise, в прошлом году в городе на Неве вырос на 17%. В областях общепита и "кофе навынос" рост составил 11 и 8% соответственно.
Как отмечает основатель и генеральный директор all–in–one–платформы для автоматизации ресторанов Restik Олег Сужаев, в России существует тренд на консолидацию. Часто новые заведения общепита предпочитают открывать именно по франшизе. "Это проще, безопаснее, больше шансов, что всё получится. Особенно часто этот вариант выбирают, когда опыт открытия заведения первый. До перенасыщения ещё далеко: есть большой потенциал роста количества точек общепита, если сравнивать, например, с Европой или США", — заявляет он.
Спад при этом наблюдается в спросе на франшизы производства (–9%). "К этому привело как введение параллельного импорта, так и сама непопулярность сферы: сложно, дорого, длительная окупаемость. По нашим данным, на производство в стране приходится всего 8% франчайзинговых сетей и прирастают они в среднем на 13% в год, что не так уж много", — пояснил сооснователь компании TopFranchise Виктор Большаков.