Образовательные программы пока ещё не ориентированы на подготовку специалистов для экономики замкнутого цикла.
В 2023 году российские компании разместили почти 57 тыс. вакансий, в которых упоминается работа или обращение с отходами, а также представление интересов, разработка и поддержка ПО для организаций, занимающихся отходами, сообщили "ДП" в hh.ru. Это на 43% больше, чем в 2022 году. В Петербурге было размещено почти 4 тыс. вакансий, что на 32% больше, чем годом ранее.
Сильнее всего за год вырос спрос на специалистов, занимающихся обращением с отходами в добывающей отрасли (+109%), энергетике (+90%), металлургии (+72%), химпроизводстве (+70%), лесной промышленности (+67%) и тяжёлом машиностроении (+59%). В лидирующей по количеству вакансий с упоминанием обращения отходов сфере ЖКХ рост спроса на специалистов за год составил 25%.
Сегодня запрос предприятий отрасли составляет 117 тыс. человек, говорят в ППК "Российский экологический оператор" (РЭО). Прогноз РЭУ им. Г. В. Плеханова от 2022 года выявил, что к 2023 году занятость в отрасли обращения с отходами и экономики замкнутого цикла вырастет до 6,5 млн человек (ежегодный прирост планируется на 1,4%).
Где их учат
По словам участников рынка, профильных специалистов для этой отрасли начали готовить недавно. Имеющихся катастрофически не хватает как в масштабах страны, так и в Петербурге. Частично решить проблему должна работа по подготовке кадров, инициированная РЭО. В созданный некоторое время назад консорциум по научно–методологическому обоснованию перехода к экономике замкнутого цикла сегодня входит 21 вуз, 15 отраслевых предприятий, четыре научные организации и два банка. Это МГУ им. М. В. Ломоносова, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Российский университет дружбы народов, "РТ–Инвест", "Хартия", "Эколайн", "Сибур Холдинг", "РУСАЛ Менеджмент", Новолипецкий металлургический комбинат и другие. В Плехановке функционирует базовая кафедра РЭО, планируется создание базовой кафедры в МГИМО МИД России. Совместно с вузами консорциума ППК РЭО разработал три магистерские программы, пять дополнительных профессиональных программ. Обучение по ним на данный момент прошли 450 человек.
"При всей заинтересованности предприятия–работодателя взаимодействие с вузами и объектами среднего профессионального образования реализовывается несистемно. Практико–ориентированные образовательные мероприятия, инициируемые образовательными учреждениями, недостаточно мотивируют студентов на поиск работы во время обучения и прохождения практик на предприятии. У руководителя образовательного учреждения также отсутствуют “контрольные точки” по трудоустройству выпускников, — говорит генеральный директор ООО “ПКФ “Петро–Васт” Анна Саламатова. — За 6 лет моего преподавательского опыта в вузе после прохождения производственной практики на предприятии в компании “Петро–Васт” был трудоустроен только один студент". Текущие образовательные программы пока ещё не ориентированы на подготовку специалистов для экономики замкнутого цикла, отмечает она. Эта нехватка компетентных кадров ограничивает возможности создания технологических цепочек, где сырьевой производственной базой были бы материальные ресурсы, вовлечённые во вторичный оборот.
"В нынешних реалиях основной задачей образовательной системы при подготовке специалистов в отрасли обращения с отходами должно быть создание программ, учитывающих стратегии устойчивого развития, подготовка кадрового контингента с набором компетенций для эколого–ориентированных систем хозяйства. Несомненно, достижению технологического суверенитета будет способствовать и развитие промышленного потенциала на базе интегрированных образовательных систем в рамках единых комплексов “школа — СПО — вуз — рабочее место выпускника”", — поясняет Анна Саламатова.
"Я преподаю в инженерно-экономической школе при Политехническом университете и читаю курс магистрам. К сожалению, количество студентов, которые доходят до магистратуры, с каждым годом становится все меньше. За три года обучение прошли примерно 45 человек, из них работать по специальности пошли только двое. Но за них буквально бились крупные компании. Мы видим большую нехватку кадров, готовых экспериментировать, создавать технологии, что-то придумывать, работать над технологиями. А без них невозможен прогресс. Да, в стране есть отдельные специалисты, но их немного", — говорит председатель совета директоров АО Промышленная группа "Технологии переработки" Марат Асланов. Он считает, что было бы правильно создать в России некий центр экологических компетенций, где могли бы работать и учиться представители отрасли, занимаясь как конкретными видами отходов, так и оборудованием и пр.
В АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" рассказали, что на предприятии стажируются студенты автомобильно–дорожного факультета СПбГАСУ. Так, команда конструкторов автопарка, которая с нуля собрала первый в России электромусоровоз, включала студентов ГАСУ. Студенты проходят летнюю практику — около 30 человек каждое лето, из них 30% остаются работать, совмещая с учебой. "Мы прикрепляем к каждому опытного наставника, и со временем из помощников и мастеров они становятся опытными инженерами, которые могут сами проектировать и воплощать в жизнь свои проекты. Например, один из студентов уже сам чертит и реализует блоки управления двигателя", — рассказали в компании.
Но у "Автопарка № 1 “Спецтранс”" есть и другой опыт. "К нам постоянно обращаются недавние выпускники и студенты — рвутся работать в сфере обращения с отходами. Однако сегодняшним экологам не хватает юридической и технологической базы. Каждый эколог должен быть ещё и юристом: чтобы работать в нашей сфере, необходимы знания нормативных актов, умение отслеживать частые изменения в законодательстве и проводить оценку комплексного воздействия деятельности предприятия (включая воздушную нагрузку, охрану вод и т. д.)", — говорит эколог АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" Елена Великосельская. Кроме того, не хватает экологов–технологов, которые способны оценить и выбрать для современных мусорообрабатывающих предприятий технологии ресурсосбережения и переработки. Такие знания сегодняшние специалисты, как правило, получают уже на практике, а не в вузе или колледже. "На курсе “Инженерная экология” обычно изучают природоохранное оборудование — системы снижения выбросов и сбросов, газоочистки и водоочистки, а также радикальные методы утилизации (например, сжигание). Проще говоря, учат тому, как снижать негативное воздействие, а как эффективно отобрать вторсырьё и создать из него новый продукт — не учат", — рассказывает Елена Великосельская.
"Мы нуждаемся в кадрах со средним профессиональным образованием и заинтересованы в подготовке специалистов именно для нашей отрасли. Так, например, очень сложная, интересная и высокооплачиваемая специальность — водитель мусоровоза категорий С и Е. Не каждый может справиться с этой работой, так как требуются навыки вождения в условиях исторического центра Петербурга, а это узкие улицы, сложные подъезды ко дворам. Прорабатывая этот вопрос, нами уже была проведена рабочая встреча с Академией транспортных технологий, в скором времени мы сможем принимать ребят на практику, в том числе для обучения тонкостям вождения и ремонту специализированных автомобилей", — сообщили в АО "Невский экологический оператор".
Кого не хватает отрасли
“
"Экологи, а также те, кто занимаются исследованиями, работают в лабораториях, — это примерно 3% от общего объёма кадров, которые нужны этой отрасли. Всё остальное – рабочие руки", — говорит Марат Асланов.
В настоящее время существует критическая нехватка производственных специалистов, особенно водителей, слесарей, сварщиков и электриков, и отрасль обращения с отходами в этом плане не является исключением, отмечает Анна Саламатова. В АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" сегодня открыто порядка 30 вакансий — прежде всего водители, технические специалисты (инженеры, механики, слесари), работники сортировочных комплексов, подсобные рабочие. "Водители нужны с категорией С и обязательно с опытом работы на крупногабаритном транспорте. Им предстоит маневрировать в узких петербургских дворах, запаркованных машинами, и порой, в сложных погодных условиях", —отмечает генеральный директор ООО "Ресурс АТЭ" Дмитрий Климчук.
“
"Дефицит есть в водителях мусоровозов. Работа тяжёлая, и мы вынуждены конкурировать со строителями и владельцами карьеров. Там работа такая же по содержанию, но менее напряжённая и не такая тяжёлая. А зарплата примерно одинаковая", — говорят в АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области".
Острая потребность ощущается и в специалистах, которые могут обеспечивать текущий ремонт крупногабаритной техники. Не хватает рабочих кадров высшей квалификации, например электриков–диагностов и шлифовщиков. Это узконаправленные специальности, которым в России почти не обучают. В НЭО требуются слесари–ремонтники, электрогазосварщики, слесари по ремонту автомобилей, водители категорий С и Е, сортировщики ТКО. Недавно компания даже провела конкурс на оказание услуги по предоставлению работников для нужд НЭО. "Близятся к завершению работы по второй очереди КПО “Волхонка”, куда нам потребуются сортировщики, в числе обязанностей которых — визуальный осмотр и определение морфологического состава отходов, выявление и отделение полезных фракций, их отбор и перемещение к пресс–компакторам и обеспечение работы сортировочной линии", — рассказали в компании.
В УК ООЛО, кстати, говорят о дефиците в части сотрудников сортировочных линий: работа тяжёлая, быть курьером легче и доходнее.
Привлечение персонала в сферу сбора и переработки мусора — вопрос долгосрочный, стратегический и требующий комплексного подхода, резюмирует Ольга Никифорова, к.с.н., доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей школы менеджмента СПбГУ. По её словам, для большинства это сфера вообще не знакома, ни с точки зрения содержания труда, ни с точки зрения условий, оплаты и значения для города. Для многих она просто не существует в их кругозоре, все замечают лишь мусор на улице или переполненные контейнеры. Поэтому важно формировать имидж сферы как значимой для города, людей, экологии, общества в целом.
"Молодёжь очень активно реагирует на экологическую повестку, нужно формировать если не привлекательный, то социально значимый образ отрасли. Также необходимо максимально точно и подробно информировать людей о содержании и условиях труда в этой области. Я проанализировала предложения на рынке труда и обнаружила, что много где вакансии описаны очень формально, — рассказывает Ольга Никифорова. — Например, в вакансии водителя самосвала: “заработная плата от….”, “возможности карьерного роста”, “оплата подработок и переработок”, “оформление согласно ТК РФ”. Ну какой карьерный рост у водителя мусоровоза? На такие вакансии нужна очень чёткая и понятная информация, на основании которой человек готов принять решение: чёткое и прозрачное понимание графика работы, заработной платы, условий труда, отдыха, конкурентных преимуществ".