Стоимость оливкового масла в последние несколько лет неуклонно растёт. Причина в сокращении предложения на мировом рынке и снижении курса рубля. Впрочем, специалисты ждут скорой стабилизации цен.
По данным экспертно–аналитического центра агробизнеса "АБ–Центр", в 2023 году объём импорта оливкового масла снизился на 28,8% по сравнению с 2022–м. Отрицательная динамика наблюдается уже 3 года подряд. Оливковое масло — востребованный продукт, покупают его не только частные потребители, оно также используется в производстве майонеза и в сегменте HoReCa. И если рядовые покупатели могут заменить его альтернативными продуктами, то бизнесу придётся мириться с ростом цен, пока поставки не восстановятся.
Спрос рос вслед за предложением
Поставки оливкового масла в России росли по мере роста потребления. Генеральный директор "АБ–Центра" Алексей Плугов сравнивает динамику российского рынка оливкового масла за период с 2001 по 2014 год с японским, только со сдвигом на 20 лет назад. Изначально население Страны восходящего солнца совсем не потребляло масло из плодов оливы. Но со временем ввоз продукта стал наращиваться, и в условиях стабильного курса йены следом выросло и потребление. Аналогичный сценарий складывался и в России. В начале 2000–х годов ввозилось всего 3,4 тыс. т. К 2006 году показатель уже достиг 9,6 тыс. т. Пик поставок пришёлся на 2013 год — тогда объём импорта составил 30,9 тыс. т.
"Оливковое масло активно продвигается компаниями, производителями и продавцами. Многие зарубежные поставщики имеют представительства в России. Поэтому они могут выстраивать эффективные маркетинговые стратегии и повышать популярность своего товара", — объясняет специалист.
К 2015 году поставки масла просели вследствие нестабильности курса. Но в 2020 году Россия почти восстановила импорт (ввоз составил 28,4 тыс. т.). Следующие 3 года шло сокращение, на что во многом повлияла пандемия и санкции, введённые в отношении России.
Где производят оливковое масло
Как отметили в пресс–службе Масложирового союза России, в целом по стране цена за 1 литр увеличилась за год на 20%. "Оливковое масло в России всегда относилось к товарам премиального класса из–за более высокой стоимости по сравнению с другими растительными маслами, и доля его потребления в настоящее время составляет лишь полпроцента", — добавили там.
По данным Росстата, средняя розничная цена на оливковое масло в Санкт–Петербурге в феврале 2024 года составила 1 445,5 рубля за литр, что на 14% больше, чем в аналогичный период 2023 года (1269,6 рубля за литр). С 2020 года масло подорожало на 42,5%.
Впрочем, специалисты отмечают, что ситуация с ростом цен временная. По словам представителя петербургского предприятия "Паритет ММ", причинами сокращения ввоза оливкового масла в Россию стали увеличение отпускной стоимости продукции, рост курса валюты, повышение стоимости международной доставки и закрытие погранпереходов в странах Прибалтики и Финляндии.
“
"Да, ввозить стали меньше, но для нас ситуация на рынке остаётся стабильной. В Петербурге есть спрос — и оптовый, и розничный", — добавляют в организации.
Предприниматель Иван Кузнецов полагает, что спрос в Петербурге практически не изменился. "Традиционно к лету интерес горожан к этому продукту растёт, начиная с поста, когда нужно вносить разнообразие в рацион питания. Далее овощи начинают дешеветь и свежие салаты в рационе петербуржцев появляются всё чаще. Не думаю, что есть глобальные изменения", — считает эксперт.
Впрочем, цифры говорят, что ситуация на рынке далека от стабильной. Если в 2022 году в Россию было ввезено 24,5 тыс. т оливкового масла, то в 2023 году уже 17,4 тыс. т. Сокращение составило 28,8%. С 2010 года это вторая рекордная просадка.
Произошла она после ощутимого сокращения мирового предложения оливкового масла в 2023 году. Ключевые страны–производители собрали небольшой урожай из–за аномальной жары и вредителей.
По словам Алексея Плугова, среднегодовая цена выросла в долларовом выражении в 2023 году на 34,8%. Это касается оптовых цен, по которым товар ввозится в Россию. В пересчёте же на рубли рост составил 71,4%.
"Принято считать, что оливковое масло производится в Италии, Испании, Португалии, Греции и немного во Франции. Но этот продукт в больших объёмах выпускается и в Турции, где урожай стабильнее. При прочих равных климат там мягче, страна зажата между морями. Также есть производства в Тунисе, Алжире, Египте, Марокко и ряде других африканских стран, для которых появляется реальная возможность выхода на новые рынки. Российский рынок как минимум платёжеспособен и не имеет заградительных мер по защите", — замечает Иван Кузнецов.
Алексей Плугов прогнозирует, что с высокой вероятностью в 2024 году поставки начнут восстанавливаться, поскольку на данный момент курс валют стабилизировался. Но всё зависит от объёма урожая.
Недорогая и полезная замена
По мнению генерального директора информационно–консалтингового агентства INFOline Ивана Федякова, оливковое масло для большинства российских потребителей является чрезмерно дорогой категорией продукта, поэтому основную долю полок в магазинах занимают смеси, в которых составляющая оливкового масла доходит до 10%.
Удорожание оливкового масла приводит к тому, что люди начинают употреблять другие виды продукта. Эксперты уточняют, что на отечественном рынке есть много альтернатив оливковому маслу. Например, льняное. "Изначально его продавали только в аптеках, а сейчас оно активно предлагается в супермаркетах. При этом по полезным свойствам льняное масло не хуже, а цена более доступна, чем за аналогичные объёмы оливкового", — рассуждает Алексей Плугов.
На отечественном рынке представлен широкий ассортимент разных масел. В супермаркетах стоят бутылки кукурузного, кунжутного, льняного, очищенного рапсового масла и многих других. Льняное масло практически всё отечественное, его производство растёт, а цена не зависит от колебаний курса рубля.
Также Россия является одним из крупнейших производителей и ключевых экспортёров семян льна за рубеж. Развито производство и подсолнечного масла — этот продукт во многом ориентирован на экспорт.
"Если бы производители точно так же занимались продвижением других масел и рассказывали об их пользе, делали качественную упаковку, то их популярность у потребителей была бы выше. Эффективно было бы создать и премиум–сегмент льняного масла, поскольку покупатели часто привязывают качество к стоимости", — полагает специалист.