Объём переработки нефти в России за неделю с 18 по 24 марта резко сократился на фоне атак украинских беспилотников на НПЗ.
Производство бензина в России за неделю с 18 по 24 марта 2024 года упало на 7,4% относительно предыдущей недели, сообщает Росстат. Всего за третью полноценную неделю марта отечественные НПЗ выпустили 754,6 тыс. тонн автомобильного бензина, тогда как неделей раньше показатель составлял 815,3 тыс. тонн.
Объём производства дизельного топлива за минувшую неделю даже увеличился до 1648,1 тыс. тонн, на 0,6%.
В сравнении со значениями аналогичного периода 2023 года производство бензина в стране оказывается меньше на 14,25%. С другой стороны, прошлогодние мартовские показатели были самыми высокими за последние несколько лет. Относительно значений тех же недель 2021–2022 годов текущие результаты отличаются не более чем на 3%.
Как атаки дронов влияют на НПЗ
Снижение переработки происходит на фоне участившихся прилётов украинских беспилотников на НПЗ в центральной части страны. Суточная мощность российских НПЗ по первичной переработке составляет порядка 930 тыс. тонн. А из–за ухода на неплановые ремонты после атак дронов оказалось выведено более 8,2% мощностей первичной переработки на заводах, работающих в основном на внутренний рынок, отмечал в колонке для Forbes руководитель экономического направления Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
В то же время стоит учитывать, что значительная часть атак была проведена в конце февраля — начале марта этого года, но на данных о выпуске топлива, публикуемых Росстатом, это не особо сказывалось. Более того, объём выпуска автомобильных бензинов за февраль 2024 года превысил показатель февраля 2023–го на 4,4%, а февраля 2022–го — на 9,2%.
Наблюдаемое падение объёмов переработки вряд ли можно назвать критическим, считает генеральный директор "НААНС–Медиа" Тамара Сафонова, так как в стране до сих пор действует запрет на экспорт бензина, установленный правительством с 1 марта. Среди других возможных причин, приведших к снижению выпуска топлива, эксперт выделяет оптимизацию предприятиями производственных циклов и снижение маржинальности переработки на фоне скачка цен на нефть.
В перспективе всего года Россия намерена сохранить объём нефтепереработки на уровне 2023 года, то есть около 275 млн тонн, сообщал ранее глава Минэнерго Николай Шульгинов. Также министр напомнил, что на не пострадавших от атак НПЗ сохраняется потенциал для наращивания выпуска топлива и предприятия даже могут скорректировать для этого графики плановых ремонтов.
Также вопрос насыщения внутреннего рынка топливом решается на логистическом уровне. Замглавы ФАС Виталий Королёв 28 марта сообщил журналистам, что ОАО "РЖД" в своих внутренних документах повысило приоритетность провоза нефтепродуктов по железным дорогам. На уровне Кабмина оформленного решения об этом пока нет, но работа по этому вопросу "ведётся уже какое–то время", рассказал Виталий Королёв.
Как меняются цены на бензин
Оптовые цены на бензин, по данным Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой биржи, тем временем остановили свой рост, который практически непрерывно наблюдался с начала марта этого года. В ходе торгов 28 марта биржевой индекс бензина АИ–92 упал на 1,51%, до 52,456 тыс. рублей за тонну. Котировки индекса АИ–95 снизились на 1,04%, до 61,171 тыс. рублей за тонну. Но данный отскок пока не может компенсировать уверенный рост котировок на прошлой неделе. Так, с 18 по 22 марта оптовая цена бензина марки АИ–92 выросла на 6,3%, АИ–95 — почти на 5,6%.
В то же время конечные потребители остаются ограждены как от биржевых флуктуаций, так и от падений объёмов переработки на НПЗ.
По данным Росстата, цены на автомобильный бензин на заправках за прошлую неделю выросли всего на 0,1%.
Вместе с этим, по наблюдениям "ОМТ–Консалт", закономерно продолжает падать маржинальность деятельности российских АЗС. Для АИ–95 значение за ту же неделю опустилось с 5,8 до 4 руб. / л, а для АИ–92 — с 8 до 7,2 руб. / л.