Белорусские удобрения и восстановление контейнерного потока на Северо–Западе помогли оператору порта Бронка в 2023 году выйти на безубыточность.
Оператор морского перегрузочного комплекса "Бронка" — ООО "Феникс" впервые получило чистую прибыль от своей деятельности по итогам года, следует из свежего финансового отчёта компании.
Выручка стивидора за 2023 год достигла рекордных 6,8 млрд рублей, увеличившись в 2,9 раза. Основную часть оборота составил доход от перевалки — 4,3 млрд рублей, ещё 2 млрд принесли дополнительные терминальные услуги. Чистая прибыль ООО "Феникс" составила 1,3 млрд рублей. С момента ввода порта Бронка в строй в конце 2015 года он ежегодно генерировал убытки. Совокупный "минус" ООО "Феникс" с 2016 по 2022 год составляет 3,76 млрд рублей.
Получение прибыли по итогам года связано с достижением необходимых для безубыточной работы объёмов перевалки грузов, говорится в отчёте стивидора. При этом отмечается, что грузооборот всё ещё остаётся зависимым от санкционного давления, но негативные факторы оказались нивелированы переориентацией грузопотоков.
Грузооборот комплекса за 2023 год не раскрывается. По итогам 2022 года показатель оценивался в 1,4 млн тонн — около 3,6% всего грузооборота Большого порта Санкт–Петербург (БПСПб), в состав которого входит "Бронка". Сам комплекс включает в себя контейнерный терминал пропускной способностью 500 тыс. TEU и терминал накатных и генеральных грузов.
Вероятно, основу грузовой базы, которая помогла "Фениксу" выйти на безубыточность, составили белорусские минеральные удобрения, перевалка которых началась в Бронке в середине 2022 года. После того как Литва запретила их транзит по железной дороге, российские порты остались единственным окном в мир для "Беларуськалия" — одного из крупнейших в мире производителей и экспортёров калийных удобрений.
В прошлом году в рамках межправительственных соглашений между членами Союзного государства российские порты должны были принять порядка 8,4 млн тонн калийных удобрений из Республики Беларусь. Как рассказывал в июне 2023–го первый вице–премьер соседней страны Николай Снопков, Бронка является базовой точкой для перевалки белорусских удобрений, но также они уходят на международные рынки через другие терминалы БПСПб — Балтийский судомеханический завод и Морской рыбный порт.
Помимо этого, замечает завкафедрой безопасности СЗИУ РАНХиГС Александр Дмитриев, позитивно на деятельности Бронки могло сказаться постепенное возвращение грузов в порты региона после драматического падения объёмов перевалки в 2022 году.
“
"Порты Северо–Запада испытывают оживление: не только Бронка, но и все остальные. Сейчас восстанавливаются контейнерные перевозки, по новым маршрутам начинают возить больше товаров народного потребления, которые перевозятся в контейнерах", — говорит эксперт.
Изначально порт Бронка был проектом холдинга "Форум" бизнесмена Дмитрия Михальченко, в 2022 году осуждённого за коррупцию при строительстве объектов ФСО. В 2017 году, находясь под стражей, Михальченко передал портовые активы семьям бывшего главы ФСО Евгения Мурова и отставного генерала ФСБ Николая Негодова. Но в 2021 году суд обратил 100% ООО "Феникс" в собственность государства, обосновав это тем, что перегрузочный комплекс строился на коррупционные деньги. В феврале 2022–го правительство РФ распорядилось передать Бронку "Ростеху", однако это так и не было сделано.
Сегодня ООО "Феникс" полностью принадлежит московскому ООО "НКК–Логистик", получившему стивидора от государства за 10,9 млрд рублей в марте 2023 года.