Работники доставок иногда попадают в ДТП из–за спешки к покупателю. Вопрос, кто должен отвечать за последствия, окончательно не урегулирован.
Пользователи сервисов доставки готовой еды и продуктов становятся всё более требовательными. Одним из главных приоритетов для них стала скорость получения заказа. Чаще всего агрегаторы обещают привезти покупку в течение 1–2 часов или даже быстрее. Это возлагает соответствующие требования на курьеров, которые должны успевать к клиенту вовремя. Постоянная спешка доставщиков, передвигающихся по городу пешком, на автомобилях или средствах индивидуальной мобильности (СИМ), увеличивает вероятность аварийных ситуаций на дорогах.
За какое время доставляют заказы в Петербурге
В "Яндекс.Еде" рассказывают, что сейчас среднее время ожидания у пользователей составляет 30 минут. Обеспечить быструю бесперебойную работу компании помогает использование технологий. "Например, при помощи алгоритмов сервис подбирает оптимальные пары курьер — ресторан, чтобы заказ попал именно к тому курьеру, которому удобнее и быстрее всего будет его доставить. А время доставки рассчитывают специальные таймеры — они настраиваются с учётом маршрута курьеров и соблюдения правил дорожного движения", — рассказали в компании. В 2023 году число заказов в час, которые успевают доставлять курьеры, в том числе в Петербурге, выросло на 30%. А самые требовательные покупатели могут выбрать тариф с доплатой, что позволит им быть первыми в очереди по доставке заказа.
В пресс–службе сервиса "Dostaевский" сообщили, что в марте время ожидания заказов в Петербурге составило 37 минут. В среднем один курьер обслуживает от одного до семи заказов в час. "Бывают и такие ситуации, когда курьер не успевает в течение назначенного времени доставить заказ. В опозданиях нет его вины, курьеру, наоборот, выгодно возить быстро и успевать доставлять больше заказов. Недавно на скорость доставки значительно повлияла конъюнктура на рынке — все игроки отрасли столкнулись с острой нехваткой курьеров. В это время мы тоже возили дольше обычного", — говорят в компании и добавляют, что не применяют меры негативной мотивации, считая их неэффективными. Однако если опоздания происходят систематически — могут прекратить сотрудничество.
Ставку на скорость делают и ретейлеры, которые отправляют покупателям продукты. Директор по электронной коммерции "О’Кея" Елена Ременникова рассказала, что при пользовании покупателем услугой быстрой доставки время ожидания заказа составляет от 30 минут — в зависимости от удалённости, спроса и дорожной обстановки в зоне доставки. Разумеется, погодные условия и дорожная обстановка напрямую связаны с временем доставки.
"В среднем один курьер обслуживает от 18 заказов в день. Конечно, бывают ситуации, когда курьер не успевает довезти заказ, к примеру из–за непредвиденных ситуаций на дорогах, ДТП с участием курьерского авто или резкого ухудшения погодных условий. Если мы наблюдаем, что курьер систематически опаздывает, а такой параметр мы ежедневно контролируем, то пытаемся детально разобраться в причинах", — говорит Ременникова. Она добавила, что, если курьер опаздывает, в компании связываются с клиентами и сразу прорабатывают альтернативный вариант доставки — оперативная передача заказов другому курьеру или перенос заказа на другой временной интервал.
Во "ВкусВилле" рассказали, что в среднем в Петербурге один курьер в компании за день доставляет 25–35 заказов. Это количество может отличаться в зависимости от множества факторов, самые амбициозные доставщики могут обработать по 50 заказов и даже по 100. В компании своё преимущество как работодателя видят в отсутствии системы штрафов. "Мы доверяем курьерам и даём им возможность изменить свой подход к доставке, показать лучший результат. Мы ускоряемся за счёт увеличения плотности дарксторов и снижения плеча доставки", — говорят в компании.
Кто отвечает за ДТП с участием курьера
Нередко перед курьером стоит не самый приятный выбор: получить наказание от компании, если опоздал, или от ГИБДД, если из–за спешки нарушил правила дорожного движения. По словам юристов, ответственность курьеров–водителей, как и других участников дорожного движения, за причинение ущерба определяется ПДД и не зависит от того, на чём они передвигаются. А вот внутри компании может быть установлена дополнительная ответственность с соответствующими штрафами в случае нарушения правил дорожного движения доставщиком. При этом, если курьер, управляя автомобилем, стал участником ДТП, то он будет нести ответственность в соответствии с нормами КоАП РФ и подлежать наказанию более суровому, нежели курьер, управляющий велосипедом или электросамокатом.
Адвокат, партнёр компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков рассказал "ДП", что, по мнению Верховного суда РФ, лица, управляющие электросамокатом, вовсе должны приравниваться к пешеходам при решении вопроса о привлечении их к административной ответственности (постановление ВС РФ № 78–АД22–22–КЗ от 04.07.2022). Однако очевидно, что водитель такого самоката способен причинить более ощутимый ущерб, нежели пешеход. Поэтому упорядочивание движения самокатов как транспортных средств необходимо.
Если курьер в период рабочего дня в результате нарушения ПДД причинил ущерб имуществу или вред чьему–то здоровью, то надлежащим ответчиком будет являться компания, в которой он трудоустроен. Исключением будет ситуация, когда курьер совершил умышленные действия, например целенаправленно совершил наезд на человека. Тогда требовать взыскания ущерба следует непосредственно с курьера.
"Обращение с требованием о возмещении вреда к компании–работодателю видится не только обоснованным и законным, но и рациональным. Возможностей удовлетворить заявленные требования у юридического лица зачастую намного больше, чем у работника службы доставки, — считает Артём Яблоков. — Если курьер является ИП, то представляется возможным взыскивать компенсацию нарушенных прав именно с него. Однако здесь уже сами курьеры должны задуматься — насколько им выгодно подменять зачастую фактически трудовые взаимоотношения договором оказания услуг между юридическим лицом и ИП, рискуя нести ответственность единолично".
Как регулируется работа курьеров
Исполнительный директор ассоциации "Пошли–поехали" Герман Мойжес напоминает, что несколько лет назад активисты совместно с городским комитетом по транспорту предлагали собрать службы, чьи курьеры развозят заказы на велосипедах, и поговорить о вопросах безопасности. На приглашение тогда откликнулась только одна служба, однако в дальнейшем и с ней контакт был прерван. Сейчас, по словам Мойжеса, в ассоциации по этому вопросу контактируют только с сервисом "Самокат".
"Наиболее частая и опасная для пешеходов ситуация — передвижение водителя СИМ по тротуару без учёта приоритета безопасности пешеходов, это касается как тротуаров, так и пешеходных переходов", — отмечает Герман Мойжес. Ответственность здесь наступает в том случае, если нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД либо если случается авария. В любом случае за нарушение ответственность несёт сам курьер. При этом на тех, кто доставляет заказы на велосипеде или электровелосипеде, распространяются те же правила, что и на рядовых велосипедистов (если их транспортное средство не относится к категории "мопед").
"Мы предлагаем бизнесу взять на себя добровольную ответственность: либо деятельность курьеров должна быть застрахована, либо сами компании берут на себя это обязательство. Но ущерб, нанесённый пострадавшему в ДТП с курьером, должен возмещаться. Это касается как расходов на медицину, так и других материальных и нематериальных потерь", — подчёркивает Мойжес.
Также частая проблема — когда курьеры не спешиваются на пешеходном переходе, пересекая его на велосипеде. Это создаёт опасность уже для них самих.
Как ранее писал "ДП", депутаты Законодательного собрания ещё в январе говорили о необходимости взяться за курьеров, нарушающих ПДД. В частности, депутат Алексей Цивилёв говорил о необходимости выделить доставщиков как отдельных участников дорожного движения, чтобы их перемещение по улицам регулировалось отдельно. Однако пока эти вопросы находятся в работе.