Сжатие импортных потоков, разрыв цепочек поставок и санкции ударили по сфере логистики в России. Особенно остро эта проблема коснулась Петербурга, который едва не остался на периферии основных международных направлений. Но в последнее время статус Северной столицы восстанавливается, в городе появляются новые распределительные центры и транспортные узлы. Один из таких примеров — открытие терминально-логистического центра Санкт-Петербург-Финляндский, который признан "Проектом года в сфере логистики" по версии "Делового Петербурга".
Модернизация городской товарной станции Санкт-Петербург-Финляндский началась ещё в 2018 году.
Был обновлён парк контейнерных перегружателей, построены новые контейнерные площадки, клиентский модуль и пункт сервисного обслуживания водителей. Также площадку оборудовали автоматизированной системой управления складским комплексом, включая процессы регистрации и пропуска автомобильного транспорта, контроля прибывающих и убывающих железнодорожных составов и размещённых на них контейнеров.
Открытие терминально-логистического центра РЖД состоялось в августе прошлого года.
"Мы последовательно реализуем программу создания сети современных городских терминалов, отвечающих требованиям безопасности и экологичности, — отметил во время церемонии заместитель генерального директора — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания — филиала ОАО "РЖД" Алексей Шило. — Уникальные цифровые решения, лежащие в основе работы терминала Санкт-Петербург-Финляндский, позволяют каждому клиенту получить весь комплекс услуг для организации грузоперевозки".
Сложности в логистической сфере частично преодолены, заявляют опрошенные "ДП" эксперты. На это указывают и новые масштабные планы по развитию железных дорог в стране.
Так, недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о строительстве второй ветки на Ленобласть. Предполагается, что линия из Белоруссии в Петербург предоставит Минску доступ к российским портам. По ней планируют перевозить большие объёмы грузов и работать на весь мир.
Кроме того, в активную стадию перешёл проект строительства высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. В соответствии с президентским поручением уже в скором времени должно быть заключено концессионное соглашение по ВСМ. Предполагается, что концессионером станет ООО "ВСМ Две столицы". Его партнёрами со стороны государства выступят ПАО "Сбербанк", ОАО "РЖД" и правительства субъектов Федерации, через которые пройдёт скоростная линия. Финансирование проекта регионами составит 221 млрд рублей. Основная часть этой суммы придётся на Москву (150 млрд рублей), ещё 30 млрд вложит Петербург. Московская область внесёт 20 млрд рублей, Ленинградская — 10 млрд рублей. Новгородская и Тверская области заплатят 6 млрд и 5 млрд рублей соответственно.
Сейчас под ВСМ начали интенсивно изымать участки. Реализация амбициозного проекта, по словам аналитиков, позволит разгрузить железную дорогу, упростить и ускорить перевозку грузов через Северо-Запад.