По итогам 2023 года объём российского рынка офисного программного обеспечения достиг 64 млрд рублей против 56,9 млрд в 2022 году, подсчитали аналитики J’son & Partners Consulting.
В исследовании использовалось следующее определение офисного ПО: "Комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты — в зависимости от производителя и модификаций продукта". Не входят в этот перечень специализированные офисные решения (электронная почта, календари), системы управления задачами и проектами, мессенджеры и антивирусное ПО.
В большинстве своём в 2023 году на рынке офисного ПО рос корпоративный сегмент. Объём b2b составил 35,3 млрд рублей — это 55% от общего объёма рынка. На втором месте располагается государственный сегмент (b2g), который занял 41% рынка и составил 26,4 млрд рублей. Объём сегмента для частных лиц (b2c) составил всего 2,3 млрд рублей — это 4% от общего объёма рынка.
Доля российского офисного ПО в общем объёме в 2023 году достигла 21%, в 2022–м она составляла 15%, а в 2021–м — 12%. При этом зарубежное офисное ПО всё ещё занимает подавляющую часть рынка — 61% по итогам 2023 года. Доля свободного ПО (open source) — 18%.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, доля российских продуктов будет стремительно расти. К 2030 году они должны занять 80% рынка (100,7 млрд рублей в деньгах). Зарубежные офисные продукты и open source разделят оставшиеся 20% поровну. При этом аналитики отмечают, что технологический процесс импортозамещения оказался более длительным, чем ожидалось.
Игроки рынка на опубликованные данные реагируют неоднозначно. Генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин заявил, что в компании категорически не согласны с выводами J’son & Partners Consulting. "В 2023 году совокупная выручка “МойОфис” и двух других российских производителей офисного ПО составила 5,4 млрд рублей. В то же время из отчёта J'son & Partners Consulting следует, что расходы российских организаций на такой софт превысили 64 млрд рублей, причём речь идёт только о редакторах документов", — отмечает он.
Не соответствуют реальному положению дел на рынке, по оценке "МойОфис", и сообщения в отчёте, согласно которым 26,4 млрд было потрачено только в госсекторе. "По нашим данным, во время присутствия Microsoft в России общий объём выручки американской корпорации от реализации на отечественном рынке своих продуктов не превышал 29 млрд (в 2021 году) и снижался в последние 2 года из–за прекращения официальных продаж лицензий для корпоративных клиентов", — аргументирует Калякин.
"МойОфис" наблюдает общее снижение темпов импортозамещения офисного ПО на IT–рынке. Если в 2022 году был зафиксирован существенный рост, то в 2023–м закупки оказались ниже прогнозных значений (–18,1% г / г). Основная причина — отсутствие выделенных средств у многих государственных и окологосударственных организаций, так как многие клиенты запустили только пилотные проекты. В 2024 году ожидается ускорение темпов перехода на отечественные решения. По словам Калякина, возможно, через год–полтора будет пройдена критическая точка повсеместного использования зарубежного ПО и отечественные решения будут внедрены в ключевые бизнес–процессы российских компаний.
Директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress Сергей Артёмов замечает, что очевидная причина роста российского сегмента — уход зарубежных вендоров, перераспределение бюджетов в пользу российских разработок и улучшение качества российских решений.
"Клиенты сегодня хотят иметь экосистемы, супераппы, в которых будет всё: общение, совместная работа над документами, рабочие системы и сервисы. Такие вызовы со стороны корпоративных пользователей тоже двигают его вперёд", — говорит эксперт.
Также он считает, что в будущем на рынке произойдёт укрупнение игроков и закрытие небольших стартапов.
Технический директор ИМБА ИТ Марат Залотдинов полагает, что в России пока нет продуктов с полным функционалом западных аналогов. Но при этом напоминает, что большинство офисных сотрудников обычно не используют и 70% заложенного функционала.
"Многие компании использовали дополнительные add done или скрипты для своих систем (например, для электронных таблиц) — здесь необходимо аккуратно и методично проводить миграцию на российские решения", — добавляет он.