По итогам 2023 года наибольшее число несостоятельных компаний, по данным Федресурса, зафиксировано в двух отраслях — строительстве и торговле (1822 и 1812 юрлиц соответственно). Далее следуют недвижимое имущество и обрабатывающее производство (733 и 734 компании соответственно). Последние 3 года именно торговля и строительство по числу компаний–банкротов делили между собой 1–2–е места.
Количество несостоятельных компаний в той или иной отрасли определяется на основании данных арбитражных управляющих, ведущих банкротные процедуры, и по ОКВЭД компании.
Но есть нюансы
"Статистика может не отражать реальную ситуацию, — считает партнёр Апелляционного центра Владимир Полуянов. — В ней нет дифференциации ни по каким параметрам, учитывается только вид деятельности по ОКВЭД".
По его словам, показательным может быть пример из торговли. "Все видят торговые точки типа “Продукты 24” в полуподвальных помещениях. Банковские карты, конечно, они принимают, но часто спрашивают покупателя: “Можете перевести деньги на номер телефона?” Что это значит? Компания работает по сути с чёрным налом, а в случае появления каких–либо проблем, ведущих к банкротству, никто за неё бороться не будет — оно того не стоит", — говорит Владимир Полуянов.
Скорее всего, такую компанию признают несостоятельной по упрощённой процедуре. Но её банкротство будет влиять на итоговые показатели в отрасли наравне с серьёзным бизнесом.
"Согласно данным Росстата, организаций, осуществляющих деятельность с кодами ОКВЭД из разделов F и G (строительство и розничная торговля), существенно больше, чем, к примеру, в каком–то другом разделе, — обращает внимание директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко. — Например, в раздел F попадают и застройщики (ОКВЭД 43.12), и простые подрядчики, занимающиеся малярными работами (ОКВЭД 43.34). В раздел G входят компании, торгующие автомобилями (код ОКВЭД 45.11), а также те, что осуществляют торговлю на рынках прочими товарами (код ОКВЭД 47.89)". Исходя из этого понятно, что и объёмы бизнеса будут разными, и, как следствие, активы должников, а также объём работы управляющего, добавляет эксперт.
Так, в одном случае управляющий помимо рутинной работы по ведению реестра кредиторов, оспариванию сделок, продаже активов, привлечению к субсидиарной ответственности владельцев бизнеса будет заниматься ещё и достройкой объекта или поиском инвестора в процедуре банкротства застройщика. Совсем иное — банкротство подрядчика, занимавшегося малярными работами, у которого нет активов.
"Полагаем, что “лидеров” следует определять по соотношению банкротов к количеству зарегистрированных в определённой отрасли компаний. Вот тогда, вероятно, будет понятно, где действительно бизнес испытывает проблемы. Однако такую статистику никто не ведёт", — говорит Татьяна Грушко.
Банкротство или продажа?
Вместе с тем нельзя кивать только на огрехи статистики. Показательной для Петербурга будет, к примеру, ситуация с торговыми сетями — она касается выживаемости местного ретейла. По мнению экспертов, против него играет низкоквалифицированный менеджмент и непродуманная работа в части ассортиментного насыщения и открытия новых точек. А факт наличия рядом федеральных игроков, у которых эти процессы давно налажены, только усугубляет ситуацию и быстрее убивает локальную розницу.
Как отмечают аналитики рынка, в Петербурге в своё время были сети "Лайм", "Полушка", "Находка", "Лэнд", исчезнувшие под давлением федеральных игроков. И в этой непростой ситуации выбор локальных ретейлеров при наличии тех или иных проблем в регионах часто стоит между банкротством и продажей федералам, что и наблюдается в последние годы: X5 Group, "Магнит", "Лента" активно покупают региональные сети.
Петербург подходит к тому моменту, когда "давить" крупному бизнесу будет некого. Оставшиеся на рынке "Реалъ", "Пловдив", "Сезон" чувствуют себя уверенно, говорят эксперты.
Какой прогноз?
В оценке будущего строительной и торговой отраслей эксперты расходятся. "В ближайшее время ожидать положительной динамики не стоит", — полагает Полина Чижикова, партнёр юридической компании Impravo (она специализируется в большей степени именно на банкротстве строительных организаций). По словам эксперта, на те компании, на застройщиков, оказывают негативное влияние ухудшающиеся экономические условия (например, высокие ипотечные ставки).
А вот в отношении торговли доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих настроена оптимистично. "С учётом общего роста популярности маркетплейсов новым игрокам на рынке — развивающимся брендам и торговым сетям — при условии выбора правильной стратегии взаимодействия с потенциальными партнёрами и конкурентами, очевидно, удастся привлечь покупателей своей продукции и обеспечить спрос на неё через онлайн–сервисы. Таким образом, ставка делается на онлайн–продажи", — поясняет свою мысль эксперт.
“
Условно потенциальных банкротов в строительной отрасли можно разделить на три группы. К первой группе риска относятся компании, работающие с бюджетным финансированием. Как правило, госзаказчики в силу разных причин не спешат подписывать закрывающую документацию по проектам. Это приводит к убыткам бизнеса: цены растут, но никто не спешит их индексировать. Вторая группа — это небольшие компании, выступающие подрядчиками у крупных инвесторов–застройщиков, девелоперов. Их заказчики требуют максимального качества по минимально возможным ценам. Нередко в досудебном порядке разрешить разногласия сторонам не удаётся, спор переходит в судебную плоскость, и, как правило, выигрывает заказчик. А подрядчики на таких проектах — чаще всего небольшие компании с ограниченным ресурсом. И третья категория — это крупные строительные подрядчики, участвующие одновременно во множестве проектов, но не справляющиеся с объёмом. Правда, в этой группе банкротства всё же редки.
Алексей Белоусов
Генеральный директор СРО "Объединение строителей СПб"
“
Если говорить о банкротствах, то чаще всего речь будет идти о непродовольственной рознице или локальных игроках. Среди крупных компаний в последние годы банкротств не наблюдалось. В Петербурге были истории с банкротствами местных участников рынка, и причина, как правило, состояла в качестве работы менеджмента, а в ряде случаев — в коррупционной составляющей. Яркий пример — "Интерторг", имевший в своё время вопросы в части менеджмента, что могло приводить к невыгодному для компании взаимодействию с отдельными поставщиками и партнёрами. Это привело к проблемам и с ценообразованием на отдельные позиции. Плюс нездоровое развитие в плане захватывания торговых площадей, которое тоже способствовало плачевным результатам, поскольку аренда не окупалась и не удавалось достичь желаемого трафика.
Михаил Лачугин
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети