После победы над "Краснодаром" "Зенит" близок к завоеванию шестого подряд чемпионского титула. Одновременно идёт борьба за возвращение болельщиков на стадион.
В декабре 2023–го "Зенит" официально признали самым посещаемым клубом Восточной Европы. В среднем на домашние матчи команды из Северной столицы в прошлом году приходили 26 913 человек.
Но есть и более отрезвляющая статистика не только для сине–бело–голубых, но и для всей РПЛ. Если брать весь европейский континент, то чемпион России оказывается только на 60–м месте. Ещё хуже показатели у других лидеров российского чемпионата. "Краснодар" — 83–й, "Спартак" — 137–й. Да и сама лига только 15–я. Впереди не только топ–чемпионаты (Германия, Англия, Италия, Испания), но и Швейцария и Португалия, которые по количеству населения уступают Москве.
Впрочем, рост числа визитов на стадионы после прошлогоднего провала всё–таки наблюдается. Нынешняя посещаемость в РПЛ — лучшая с 2019 года. И это при том, что с прошлого лета Fan ID действует на всех аренах.
В пробный сезон "паспорт болельщика" изначально ввели только на стадионах за пределами Москвы, построенных к ЧМ–2018. То есть никаких ограничений не было у болельщиков "Зенита", "Краснодара", "Факела", ЦСКА, "Локомотива", "Химок".
Единственный столичный клуб, который не мог себе позволить полную арену, — "Спартак", так как по требованию МВД вместимость "Открытие Банк Арены" была ограничена 15 тыс. зрителей.
И ещё одно отличие — позапрошлый сезон проходил с июля по ноябрь из–за переноса ЧМ–2022. По всему миру чемпионаты были приостановлены до наступления холодов.
И московские встречи, где у стадионов нет крыши, как на "Газпром Арене", в последний месяц осени проходили при комфортной температуре плюс 12 градусов по Цельсию. В 2023–м болельщики, те, что дошли до стадионов, столкнулись с аномальными морозами в декабре в европейской части России.
Но, несмотря на такие различия, главное не изменилось. "Зенит" по–прежнему лидер по средней посещаемости. На втором месте "Краснодар" — 22 831. На третьем месте "Спартак" — 14 936 зрителей.
Хотя по проценту заполняемости от общей вместимости стадиона (42,6%) к зиме сине–бело–голубые шли только третьими. Намного впереди "Краснодар" (69,2%), на втором месте — воронежский "Факел" (56,3%).
Новых болельщиков может привести даже рэпер
По цифрам заполняемости "Газпром Арены" долго возникали вопросы. Шли разговоры, что клуб "накручивал" количество болельщиков на трибунах, раздавал билеты бесплатно и даже запустил систему по покупке их в кредит.
По поводу накрученных показателей — дело тёмное. А вот что клуб продаёт билеты в кредит — это правда. Причём такую практику петербуржцы ввели давно, но раньше это касалось только "проходок" в ложи. Для вип–клиентов это вполне удобно, ведь на оплату дают срок от 6 до 36 месяцев.
“
"Это прекрасная возможность позволить себе лучшее — и посетить бизнес–клубы “Газпром Арены”, где вас ждут самые комфортные места на стадионе и рестораны с премиальным обслуживанием, развлекательной программой и автограф–сессиями игроков “Зенита”", — говорилось в заявлении клуба.
В нынешнем же сезоне начались продажи в рассрочку и на обычные места, минимальная сумма составляет 2 тыс. рублей. В клубе считают, что благодаря возможности взять кредит есть потенциал для увеличения продаж абонементов. Но пока доля кредитных билетов сравнительно небольшая — около 3% от общего числа.
Впрочем, у клуба нет конкретной цели вывести ту или иную схему реализации билетов на определённый уровень. Задача более амбициозная — поднять общую заполняемость арены и средние показатели выручки на допандемийный уровень.
И предпосылки для этого есть. "Зенит" активно работает над тем, чтобы либо вернуть старую аудиторию (во многом потерянную после введения Fan ID), либо привлечь новую.
Рекордные показатели были достигнуты на домашнем матче 19–го тура чемпионата России против московского "Спартака" 2 марта — клуб из Северной столицы заработал 150 млн рублей. Такая сумма выручки стала беспрецедентной для "Зенита" за последние 4 года.
На этой же игре был обновлён "постковидный" рекорд посещаемости "Газпром Арены": "дерби всея Руси" с трибун посмотрели 57 858 зрителей.
До этого хороший гешефт принёс матч против лидера чемпионата на тот момент — "Краснодара". Петербургский клуб заработал на этом событии 70 млн рублей. На встречу тогда собрались 46 695 человек.
Причём, по данным клуба, около 13 тыс. новых болельщиков (почти треть) собрались на "Газпром Арене", чтобы послушать — перед матчем и в перерыве — рэпера MACANа. Кроме концертных программ на стадионе на Крестовском острове постоянно проводят гастрономические фестивали, устраивают различные детские зоны и другие "завлекаловки" для всех тех, у кого футбол — не смысл жизни.
На матчах стало больше женщин и детей
Как показывает практика, такой подход приносит пользу. По общей выручке за первую часть сезона, по данным "Делового Петербурга", "Зенит" за счёт продажи билетов заработал 850 млн рублей.
К концу чемпионата это значение точно достигнет миллиарда. Не так уже далеко до 1,3 млрд рублей — именно столько "Зенит" зарабатывал, когда клуб участвовал в Лиге чемпионов. И в ближайшие годы петербуржцы рассчитывают вернуться на этот уровень.
Между тем заметно, что аудитория "Газпром Арены" поменялась. Да и клуб считает, что больше семей стали приходить с детьми, на некоторых играх фиксировалось больше женщин, чем мужчин.
"Зенит" почти отошёл от практики раздачи бесплатных билетов. Теперь бесплатно они распространяются только для благотворительных фондов и детских домов. Есть также категория спонсорских билетов, включённых в контракт, но за них клуб просто получает деньги при подписании договора с партнёром.
Бесплатные билеты сине–бело–голубые заменили гибкой системой скидок — до 80% — на второй ярус "Газпром Арены". Рассчитывать на них могут сотрудники бюджетных организаций и студенты вузов. Таким образом питерский клуб реализует до 20–25% от общего числа билетов.
По сравнению с предыдущими сезонами увеличилось и количество детских билетов — сейчас это около 8,6%. Так клуб рассчитывает омолаживать аудиторию.
Ещё один важный момент — стоимость билетов на обычные места по сравнению с прошлым сезоном практически не увеличилась. Сейчас самый дешёвый можно приобрести за 80–300 рублей — в зависимости от скидки. Хотя цены на ложи возросли прилично — до 25 млн рублей.
Для увеличения посещаемости своего стадиона применяются и совсем нестандартные методы. На полуфинальный матч Кубка России в минувшую среду против "Спартака" клуб всё–таки предлагал всем желающим бесплатные билеты. Но с одним условием — их можно было получить только в случае оформления Fan ID. Абсурд ситуации заключался в том, что на Кубок России как раз никакой "фан айди" не нужен.
Впрочем, в клубе надеются, что, посетив стадион один раз, любитель футбола обязательно придёт во второй.