В номинации "Непетербургские кейсы петербургских юристов" победителем стала компания "Дювернуа Лигал".
В "Дювернуа Лигал" обратились наследники первого российского мультимиллионера Александра Минеева.
Предприниматель в области торговли бытовой и офисной техникой, Александр Минеев с 1990–х годов был довольно заметной фигурой. Большие доходы позволили ему купить дорогостоящие объекты недвижимости в Москве — большей частью коммерческую недвижимость, в том числе торговые помещения. Управление ими шло через сложную корпоративную структуру, в которую входили российские и иностранные юридические лица.
На момент обращения в суд в 2020 году кадастровая стоимость этих объектов была около 7 млрд рублей. По оценке наследников, рыночная цена может составлять от 15 до 20 млрд.
Рейдерский захват
Читайте также:
Рейтинги ДП
Юртоп "ДП": командный зачёт — 2024
В конце 2013 года бизнесмен узнал об изменениях в структуре управления недвижимостью, которые были приняты без его согласия. Он заявил о мошенничестве, но вскоре Минеева убили.
Его дети, обратившись к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство, внезапно обнаружили: никакого имущества за отцом не числится. Однако во время расследования уголовного дела об убийстве, которое объединили с заявлением о мошенничестве, следователи смогли найти доказательства рейдерских захватов активов Минеева. В результате этих действий 21 объект недвижимости в Москве перешёл под управление рейдеров.
Подача иска о признании прав на доли в этих юрлицах не могла восстановить права наследников. Кроме того, это вело бы к непрогнозируемым рискам, потому что недвижимость могла быть обременена различными обязательствами.
Дети Минеева получили безусловные доказательства и того, что у их отца были права бенефициарного владения, и того, что недвижимость была захвачена. Они пришли в "Дювернуа Лигал", чтобы восстановить свои права и получить отцовское наследство. В 2020 году компания обратилась в суд.
Маски сняты
Спор о наследстве Минеева отличает его уникальность в применённом судом способе защиты права с учётом всех субъектов правоотношений, тесной связью с уголовным делом, без которого наследники фактически не могли защитить свои гражданские права.
"Есть такое понятие — “снятие корпоративной вуали”, — рассказали в “Дювернуа Лигал”. — Этот механизм касается реальных, но скрытых собственников компании. Он применяется судами в том числе для защиты интересов реального бенефициара, если юридически право на иск у него отсутствует, а номинальные владельцы действуют недобросовестно".
Эту доктрину юристы использовали в деле о наследниках Минеева, чтобы доказать наличие у них прав на недвижимость.
Вторая задача, которая стояла перед юристами, — это обоснование в суде возможности получения в собственность объектов недвижимости, принадлежащих юрлицам, в которых Минеев утратил свои корпоративные права. Благодаря последовательному правовому обоснованию и наличию доказательств юристы смогли истребовать недвижимость в пользу наследников и при этом исключить риски её обременения из деятельности обществ, находящихся под контролем рейдеров.
Дело рассматривал Мосгорсуд, который признал правоту петербургских юристов. "В каждом регионе есть своя определённая динамика рассмотрения дел, подходы судов к объёму доказательств, срокам рассмотрения дела, процессуальным механизмам рассмотрения спора. Участие в судебных процессах за пределами региона позволяет сопоставить такие различия, учесть наиболее успешные опыт и подходы судов к разрешению различных процессуальных вопросов и правоприменительной практике", — считают в "Дювернуа Лигал".
Масштабировать успехи
Петербургские юристы просят рассказывать о достижениях своих коллег за пределами города: это позволяет изучить чужой опыт и получить новые знания.
Раньше клиенты действительно старались находить юристов для решения судебных вопросов исходя из места рассмотрения спора, но часто это было вызвано только необходимостью участвовать в заседаниях. Сейчас на помощь юристам и их клиентам пришли цифровизация судебных процессов, возможность представителя участвовать в процессе по видеосвязи.
"Петербургские юристы давно известны за пределами своего города, а петербургская юридическая школа позволила многим специалистам достичь известности и высот в самых различных сферах деятельности, — говорят в “Дювернуа Лигал”. — Петербург по праву занимает лидирующее место по многим направлениям жизни страны; юридическое консультирование и эффективная судебная защита интересов клиентов являются не менее приоритетным направлением жизни региона и неотъемлемой составляющей правового государства".