Петербург нуждается в новом инструменте взаимодействия властей и кикшеринговых компаний. В ином случае недалеко и до запрета электросамокатов.
Последние несколько лет с наступлением весны в Петербурге и других крупных городах страны оживляется дискуссия вокруг прокатных электросамокатов. Иногда кажется, что она уже перерастает в настоящее общественное противостояние. Сторонники использования средств индивидуальной мобильности (СИМ) указывают на удобство шеринга в качестве транспорта последней мили. Противники напоминают о растущем числе ДТП с участием СИМ (в том числе со смертельными исходами), говорят о недобросовестном подходе бизнеса и всё чаще приводят в пример парижский опыт. В столице Франции прокат электросамокатов запретили в 2023 году по итогам городского референдума.
Некоторые петербуржцы тоже надеются на прямую демократию. Движение "Центральный район за комфортную среду обитания" 21 апреля собрало инициативную группу для вынесения вопроса о запрете кикшеринга на референдум.
В петербургской администрации тем не менее публично заявляют, что путь диалога в решении проблем с СИМ — приоритетный. Властям, игрокам рынка и общественности не всегда удаётся говорить друг с другом на одном языке. Но некоторые опорные точки для разрешения конфликта получилось найти в ходе круглого стола "Делового Петербурга", посвящённого развитию сервисов городской мобильности.
Что не так с электросамокатами
Регулирующие шеринговый бизнес правила не успевают за развитием технологий, говорит председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилёв. Он напоминает, что только в прошлом году заработал федеральный закон, регламентирующий работу агрегаторов такси, которые до этого много лет фактически находились в "серой" зоне. Несмотря на то, что упоминания средств индивидуальной мобильности в прошлом году появились в правилах дорожного движения, единой правовой базы, которая описывала бы статус и обязанности операторов кикшеринга, до сих пор нет.
"У нас действует соглашение, которое город подписал с операторами кикшеринга, но оно юридически ничтожное. Это уровень договоров, но по факту у города здесь слабая позиция", — настаивает депутат. По его словам, на практике бизнес регулярно оспаривает, например, штрафы от ГАТИ за оставленные на газонах электросамокаты. Ведь формально оператор передаёт СИМ физическому лицу, и, соответственно, вся ответственность ложится на конечного пользователя, установить которого в конечном итоге оказывается невозможно.
Хотя бы частично решить эту проблему можно интеграцией в шеринговые приложения авторизации через Госуслуги или банковские сервисы, считает зампредседателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
С другой стороны, он положительно отзывается о соглашении с игроками шерингового рынка. Соглашение о соблюдении правил использования СИМ подписывается между комитетом по транспорту и операторами кикшеринга ежегодно. Документ позволил ввести запрет на катания на самых загруженных пешеходных локациях города — на Невском проспекте, Дворцовой площади, некоторых прилегающих к ним улицах в центре Петербурга. Появились медленные зоны, где скорость ограничена до 15 км/ч, есть зоны с ограничением в 10 км/ч — таких ограничений по всему городу более 200. И в случае необходимости, этот список может расширяться.
Тем не менее, соглашается Дмитрий Ваньчков, ответственность нарушителей ПДД и самих компаний до сих пор проработана недостаточно. В России должен появиться федеральный закон, регулирующий шеринговые услуги, считают в Комтрансе. Сами компании-операторы должны платить налоги в бюджет города — это позволит развивать необходимую инфраструктуру.
“
"У нас есть ещё и каршеринг, скоро появится шеринг водного транспорта, есть большое количество сервисов, но у всех одинаковые исходные проблемы. Везде главный аспект — это безопасность, вопрос того, кто допускается до управления и кто несёт ответственность. Шеринг — это безусловно хорошо и полезно, но самое главное, что это должно быть безопасно. Если это не будет безопасно, значит нам это не надо", — считает Дмитрий Ваньчков.
Как шеринговые компании борются с нарушителями
Бизнес в свою очередь не соглашается с упрёками в собственной безответственности. У некоторых злостных нарушителей ПДД при езде на СИМ в принципе наблюдается нигилизм в отношении любых правил, говорит руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти по Приволжскому федеральному округу "МТС Юрент" Андрей Потапов. Общий рост рынка сейчас во многом обеспечивает активность привыкших к использованию электросамокатов в повседневности пользователей, и доля "проблемных" поездок в общей массе постепенно сокращается. Но тех граждан, кто всё-таки нарушает правила, в первую очередь вычисляют сами компании и применяют к ним санкции.
"Почти все нарушения: езда в пьяном виде, постановка на самокат двух и более водителей, езда несовершеннолетних или оставление СИМ на газоне штрафуются компанией в соответствии с офертой, которую пользователь подписывает при регистрации в приложении. То же использование СИМ несовершеннолетним подразумевает передачу аккаунта другому человеку и наказывается блокировкой. В каждом городе, не исключая Петербург, у нас работают собственные команды “в поле”, так называемые скауты, которые непосредственно на улицах фиксируют многие нарушения", — описывает порядок Андрей Потапов.
По его словам, в некоторых городах "МТС Юрент" удаётся наладить плодотворное сотрудничество с местными властями, которые идут на конструктивный диалог с бизнесом. Так, в Нижнем Новгороде инспекторы ГИБДД заявили о готовности взять на себя процесс освидетельствования и составления протоколов в отношении нетрезвых водителей на прокатных самокатах. Все операторы поддержали эту идею и собираются включить этот аспект в свои оферты. В итоге недобросовестные пользователи будут рисковать сразу в двух направлениях: получить административный штраф, а также санкцию со стороны оператора.
Как сделать город удобным для СИМ
Координатор по безопасности ассоциации "Пошли-поехали" Дмитрий Кудинов соглашается, что правовая неопределённость, в которой существуют шеринговые сервисы должна быть устранена, а операторы не должны часть своих функций по контролю за пользователями перекладывать на городские власти. Но шеринговая экономика как явление в целом гораздо шире, считает он.
"СИМ — это и доставка, и общественный транспорт, и индивидуальная мобильность. Это транспорт последней мили, но для многих — это также и полноценный способ передвижения в рамках района или даже на дальние расстояния", — говорит эксперт.
Шеринговая экономика стала неотъемлемой частью жизни мегаполиса, и городскую среду также нужно адаптировать под новые реалии. Обновлённая схема развития велосипедной инфраструктуры Петербурга, которую разрабатывают в Смольном, однозначно должна учитывать также сценарии использования СИМ, уверен Дмитрий Кудинов. И в центральных кварталах, где невозможно проложить отдельные велодорожки, разумно было бы снижать скоростной режим, чтобы электросамокаты могли безопасно находиться в транспортном потоке и не создавать проблемы для пешеходов на узких тротуарах.