В Москве в ДТП чаще всего погибают мужчины среднего возраста, а в Петербурге — молодёжь.
Из 130 погибших за прошлый год в дорожно–транспортных происшествиях в Петербурге 16 — мужчины от 20 до 24 лет. Это самая многочисленная возрастная группа по числу жертв в авариях, случившихся в городе в прошлом году, следует из статистического сборника, опубликованного Научным центром безопасности дорожного движения МВД.
Это нетипичная ситуация. Молодёжь до 25 лет лидирует по числу жертв в ДТП только ещё в четырёх регионах страны — Вологодской, Кировской, Курской областях и Камчатском крае. В целом по России распределение половозрастной характеристики погибших в авариях близко к "колоколу". Больше всего жертв — в группе 35–39 лет, а число малолетних и возрастных погибших относительно невелико. При этом мужчины гибнут в ДТП в несколько раз чаще женщин.
Напрямую сравнивать Петербург с большинством других регионов некорректно. Дорожная обстановка, средний скоростной режим, плотность улиц, соотношение водителей и пешеходов в мегаполисе значительно отличается от этих же параметров в других субъектах Федерации. Однако даже на московскую картину петербургское распределение смертности в ДТП по возрастам не похоже. В столице, как и в целом по стране, типичная жертва дорожной аварии — мужчина 35–39 лет. Доля погибших в возрасте 20–24 лет в Москве почти в 2 раза ниже, чем в Петербурге, — 6,5% против 12,3%.
Всего в 2023 году в Северной столице произошло чуть более 4 тыс. ДТП, в которых пострадали 4,5 тыс. человек. В 85,3% случаев помощь до пострадавших добиралась в течение 20 минут. В Москве этот показатель значительно выше — 96,6%.
В 11% случаев ДТП в Петербурге не соблюдался скоростной режим, в 5,3% аварий участвовали нетрезвые водители. Всего за 2023 год в городе возбудили почти 7,2 тыс. административных дел по факту управления транспортом в состоянии опьянения — 0,1% от общего числа протоколов. В Москве на эту категорию нарушений приходится только 0,03% от общего числа. При этом 20,4% пойманных нетрезвых водителей в Петербурге также употребляли наркотики, а в Москве — почти четверть.
Всего за прошлый год в Петербурге было возбуждено 10,8 млн административных дел в связи с нарушениями ПДД. Подавляющее большинство протоколов (86%) — за превышение скорости, около 0,1% — выезды на встречку. На нарушение ПДД пешеходами приходится только 0,5% дел.
Сумма оплаченных петербуржцами дорожных штрафов составила 7,9 млрд рублей. Москвичи же за минувший год собрали нарушений на 31,7 млрд, жители Ленобласти — почти на 2 млрд.
Число погибших в автомобильных авариях на 100 тыс. населения в Петербурге снижается последние несколько лет. По состоянию на 2023 год показатель составил 2,32 на 100 тыс. К 2030 году он должен сократиться ещё в 1,5 раза. В Ленинградской области на каждые 100 тыс. проживающих приходится 14,39 смерти в ДТП. Целевой показатель, установленный на 2030 год, составляет 7,3.
Напомним: указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, подписанный президентом Владимиром Путиным после вступления в должность в мае этого года, предусматривает сокращение смертности на дорогах в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036–му. По данным Росстата, на конец 2023 года этот показатель в среднем по стране составлял 9,9 на 100 тыс. населения.