В ходе V Международного фестиваля SpbTransportFest, состоявшегося с 16 по 18 мая, петербуржцам показали новые, современные модели городского транспорта и рассказали о перспективах развития отрасли в масштабах страны.
Сегодня стоит цель создать из Петербурга город XXI века, рассказал вице–губернатор Кирилл Поляков в ходе фестиваля. "Благодаря поддержке федерального центра мы проводим масштабную программу обновления общественного транспорта в Петербурге. Это и трамваи, и троллейбусы, и автобусы, и новые вагоны метро “Балтиец”", — отмечает он.
Например, на выставке техники под открытым небом горожанам презентовали гибридный электробус "Генерал". Он оснащён сразу тремя системами зарядки — медленной, динамической и быстрой. Для восполнения заряда он может подключаться прямо к существующей троллейбусной или трамвайной контактной сети. Как рассказал директор по развитию компании–производителя "ПК Транспортные системы" Денис Фролов в ходе сессии, посвящённой развитию использования экологического транспорта, при разработке модели ставилась задача создать электробус, которому нет аналогов в мире.
"Есть электробусы с ночной зарядкой, которые используются в Петербурге. Есть троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые тоже курсируют по улицам города. В Москве работают электробусы с ультрабыстрой зарядкой. Мы решили объединить все самые лучшие решения на базе одного корпуса", — объясняет Денис Фролов.
ООО "Лидер Трак энд Бас" показало низкопольный электробус большого класса Asiastar X9 City EV китайского производства. В соответствии с соглашением, которое с компанией подписало ГУП "Пассажиравтотранс" в ходе фестиваля, новая машина пройдёт тестовую эксплуатацию в Петербурге. Пилотный режим продлится 2 месяца, после которых, при положительных результатах, город может выкупить электробус для постоянной работы на городских маршрутах.
Помимо этого, вологодский завод "Транс–Альфа" представил электробус "Сириус" с ночной зарядкой. До конца июля в Петербург поступят 28 машин новой модели. Подчёркивается, что тяговые батареи "Сириуса" рассчитаны на поездки при температуре на улице от –40°С до +40°С.
Анонсированы обновления и для подвижного состава метрополитена. Генеральный директор АО "Метровагонмаш" (входит в "Трансмашхолдинг") Андрей Степнов рассказал, что завод работает над созданием вагона метро "Балтиец.2" для петербургской подземки. По его словам, в новой версии производитель доработает приводы дверей, по просьбам машинистов изменят органы управления, внесут другие небольшие изменения, ориентируясь на курс по импортозамещению.
Импортозамещение в метро Петербурга
Начальник сектора комплектации службы подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" Сергей Никитенков напомнил, что тема импортозамещения на предприятии стоит давно, но в последние 2 года она приобрела острое значение. И с разными моделями вагонов ситуация обстоит немного по–разному. Те же "Балтийцы", по его словам, почти на 100% уже сейчас состоят из отечественных комплектующих, поэтому проблем с запчастями для них нет. Самые старые вагоны, которые курсируют в петербургском метро, — серии ЕМ — в ближайшие год–два полностью выведут из эксплуатации. Соответственно, запчасти для остающихся на линии поездов спокойно извлекают из списанных экземпляров.
В то же время на поезда серии "НеВа" (локализованные Škoda 6Mt) приходится порядка половины всех потребностей предприятия в иностранных деталях. "С этим составом у нас в настоящий момент проблемы, потому как там почти 90% — это импортные комплектующие. Это Чехия, Германия, Италия, Австрия, Польша. И лишь небольшая часть цифровых систем изготавливается в России", — рассказал Никитенков.
При этом сегодня петербургский метрополитен активно занимается вопросом импортозамещения систем вагонов "НеВа". В феврале этого года "ДП" рассказывал, что предприятие искало подрядчика для подготовки документации в целях импортозамещения тормозной системы, оборудования кабины управления и других узлов. Сергей Никитенков в ходе своего выступления отметил, что сначала отечественные агрегаты будут опробованы на одном составе, а уже после успешных тестов их начнут ставить и на другие вагоны.
Когда начнут строить новый терминал Пулково
Не осталась в стороне и тема внешнего транспорта. Гендиректор управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" Леонид Сергеев подтвердил планы по расширению авиагавани в несколько этапов. Первым шагом станет строительство новой галереи внутренних линий — будет построен новый перрон для самолётов и расширен основной. "Проект практически завершён. Где–то по осени мы “зайдём” в Главгосэкспертизу со всеми согласованиями и со следующего года будем строиться", — анонсировал Леонид Сергеев.
Вторая фаза — строительство новой посадочной галереи — станет актуальной при восстановлении международного пассажиропотока. Сейчас он составляет 3,5 млн человек в год, тогда как в 2019–м превышал 7 млн.
Возведение нового терминала потребуется при выходе на пассажиропоток 24 млн человек в год, рассказал Леонид Сергеев (результат 2023 года — 20,4 млн). По его словам, для достижения этой планки Пулково потребуется ещё 2–3 года.
В чём нуждается транспортная отрасль России
Развитие транспортной инфраструктуры особенно важно для бизнеса, напомнил председатель комитета по транспорту и логистике Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Антон Кривошеев. Причём это касается не только крупных, масштабных строек. По его словам, например, сегодня на кольцевых автодорогах, в том числе на петербургской КАД, необходимо строить небольшие отвороты, на которых должны быть обеспечены бытовые условия для водителей.
Помимо этого, настаивает эксперт, современная транспортная отрасль требует внедрения цифровых технологий, которые могли бы повысить качество услуг и снизить издержки предпринимателей. Также важно раскрывать географический потенциал России и развивать транзитное сообщение.
"Транспортная отрасль является одной из ключевых в экономике страны. Она обеспечивает связь между различными регионами и отраслями, это кросс–дисциплинарная связь. Это артерия любого бизнеса и любой экономики", — настаивает Антон Кривошеев.
“
В числе основных задач, которые сейчас стоят перед транспортным блоком правительства Петербурга, — дальнейшее внедрение тактового движения пригородных электропоездов в единую сеть городского пассажирского транспорта, организация приоритетных условий движения наземного общественного транспорта, совершенствование маршрутной сети и электронных способов оплаты проезда, а также развитие метрополитена. Помимо этого, мы продолжаем работу по обновлению подвижного состава и модернизации инфраструктуры. Что касается внедрения новых видов транспорта на альтернативных видах топлива, то скажу, что наша стратегия в технической политике заключается в диверсификации. Это направлено на сохранение стабильности и сбалансированности в отрасли. Развивать надо всё. У каждого транспорта есть своя особая функция, все виды друг друга дополняют. Если автобус достаточно мобилен, то он и достаточно дорогостоящий. Газовая техника дешевле, но газозаправочная инфраструктура ещё развивается. Электрическая техника — экологична, но привязана к инфраструктуре. Каждое направление имеет право на жизнь. Но всё вместе работает как единое целое. Поэтому если появится транспорт, работающий на водороде, то мы и его будем внедрять.
Валентин Енокаев
председатель комитета по транспорту Санкт–Петербурга