Активное развитие электронной торговли повысило требования к качеству обслуживания как участников рынка, так и самих покупателей. Важным нюансом бизнес-процессов в отрасли является доставка товаров, в результате значительно возрастает роль грузоперевозчиков.
Бурный рост российского e-сommerce подтверждают данные Ассоциации компаний интернет-торговли (,АКИТ). По её подсчётам, за первый квартал этого года объём онлайн-продаж составил 1,9 трлн рублей, это на 39% больше результатов аналогичного периода прошлого года.
Драйверами роста стали Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа, где показатели увеличились на 65,6% и 68% соответственно. Петербург по-прежнему занимает третье место по объёму онлайн-продаж с долей в 5,95%, уступая лишь Москве (17,8%) и Подмосковью (8,5%).
При этом доля интернет-торговли в общей структуре розничных продаж повысилась до 14,9% с 13,5%, зафиксированных по итогам 2023 года. Чаще всего россияне покупают в Сети цифровую и бытовую технику, мебель и товары для дома, одежду и обувь, продукты питания, товары для красоты и здоровья, автозапчасти и автоаксессуары, продукцию для детей, спорттовары.
"Тенденция на усиление роли регионов в онлайн-торговле сегодня становится всё более наглядной, также, как и возможности e-commerce в доставке огромного ассортимента товаров для жителей всей страны, независимо от географии их проживания. Большую роль в этом сыграла активность самих компаний интернет-торговли, развитие логистической инфраструктуры в регионах страны, а также налаживание эффективных партнёрских связей и коллабораций", — отмечает президент АКИТ Артём Соколов.
Согласно данным компании DataInsight, специализирующейся на аналитике онлайн-ретейла, наибольший вклад в развитие отрасли вносят универсальные маркетплейсы. В прошлом году на них приходилось 4,1 млрд заказов из 5,1 млрд, совершённых во всей интернет-торговле. Рост обеспечивается за счёт появления новых селлеров и расширения ассортиментной базы.
По словам партнёра DataInsight Фёдора Вирина, маркетплейсы лидируют на рынке e-сommerce благодаря качеству сервиса: покупатели уверены в наличии нужного товара, а также в его доставке и возможности вернуть заказ.
Как выросли грузоперевозки маркетплейсов
Как отмечают участники рынка, с масштабированием бизнеса потребность в качественной логистике значительно возросла. В пресс-службе Wildberries сообщили, что с 2022 по 2023 год количество компаний, задействованных в перевозке товаров, увеличилось в несколько раз. В этом году маркетплейс прогнозирует почти двукратную динамику доставки.
"Задействованы практически все виды транспорта, включая авиадоставку и даже такая экзотика, как судна на воздушной подушке. На трассе Москва – Петербург уже тестируется беспилотный транспорт. А максимальная протяжённость маршрута достигает почти 10 тыс. км", — заявили "ДП" в пресс-службе онлайн-площадки.
Ежегодный рост объёма грузопотоков фиксируют и в "Яндекс Маркете". За первый квартал крупнейший фулфилмент-центр компании в подмосковном Софьино отгрузил 18,6 млн заказов, что на 27% больше, чем за такой же период в прошлом году.
"Это объясняется ростом востребованности площадки, появлением на ней новых продавцов, а также расширением сети пунктов выдачи заказов и запуском новых складов. Мы также нарастили количество транспорта — например, в Софьино каждый день приезжает 229 машин с поставками", — комментирует операционный директор направления логистики "Яндекс Маркета" Александр Костин.
По каким схемам маркетплейсы сотрудничают с перевозчиками
Как пояснили в сервисе "Грузовичкоф", существует три основные модели взаимодействия перевозчиков и торговых площадок. Схема FBO подразумевает торговлю со склада маркетплейса. В этом случае логистический оператор забирает груз и доставляет на распределительный центр площадки.
При FBS торговля ведётся со склада перевозчика или собственного склада продавца. Транспортная компания хранит товары на своём складе и маркирует их по требованиям торговой площадки. Поскольку маркетплейсу самому не нужно хранить груз, то он снижает комиссию для поставщика.
Модель DBS означает хранение и доставку силами перевозчика. То есть логистический оператор не только хранит и маркирует товары, но и доставляет их непосредственно покупателям. При этом комиссия торговой площадки для селлеров будет ещё меньше.
"Вне зависимости от выбранной схемы всегда стоит уточнять, предоставляет ли перевозчик дополнительные услуги. Например, подготовку к отгрузке, упаковку, маркировку, страхование груза, оформление документов и пр. Если для стабильных поставок вам требуются дополнительные услуги логистического оператора, их нужно обговорить заранее. Многие перевозчики предлагают только стандартный пакет, который подходит не каждому селлеру", — рекомендует операционный директор "Грузовичкоф" Денис Коченов.
Преимущества работы с перевозчиками
При передаче транспортных задач опытному перевозчику представители e-сommerce получают возможность сократить непрофильные затраты и сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса. Им предоставляются персональные тарифы и экономически выгодные маршруты, выстроенные исходя из специализации компании, графика её работы и объёма грузопотоков, отмечают в "Грузовичкоф".
"В автопарках нашего сервиса есть автомобили различной грузоподъёмности — от 500 кг до 28 тонн: легковые "Ларгусы", "Газели" и другой транспорт для крупнотоннажных перевозок, а также опытные профессионалы, что позволяет организовать грузоперевозку любой сложности. Продавцы на маркетплейсах могут как заказать разовую перевозку, так и заключить долгосрочный договор на регулярную доставку товаров", — добавляет Коченов.
Важным фактором работы является оперативная связь с перевозчиком. Продавец должен иметь возможность поддерживать контакт с логистическим оператором на каждом этапе доставки и быть в курсе местонахождения груза. Решить эту проблему позволяют онлайн-сервисы: бизнес-кабинет и мобильное приложение. С помощью них можно рассчитать стоимость доставки, спланировать маршрут, сформировать заказ и проконтролировать процесс перевозки.
Как видим, с развитием интернет-торговли улучшаются и сервисы, позволяющие выбрать оптимальные варианты для развития бизнеса и удовлетворения потребностей покупателя, в том числе повышается качество доставки товаров.