Российская киноиндустрия не может договориться о справедливом уровне зарплат.
Московская школа кино и "Кинопоиск" посчитали, сколько в среднем зарабатывают представители 10 основных кинопрофессий. Выяснилось, что чаще всего такие специалисты работают нестабильно и проектно. Больше всего получают актёры (от 100 тыс. до 2 млн рублей в месяц), операторы (от 500 тыс. до 1,2 млн), художники–постановщики (от 400 тыс. до 800 тыс.). Средняя зарплата режиссёров монтажа — 250–400 тыс. рублей, сценаристов — 300 тыс., продюсеров — 150–600 тыс., звукорежиссёров — 150–300 тыс. Меньше остальных зарабатывают режиссёры (от 100 тыс. до 350 тыс. рублей), VFX–специалисты (от 80 тыс. до 230 тыс.) и композиторы (от 30 тыс. до 500 тыс.).
Участники опроса отмечали дефицит квалифицированных специалистов в некоторых сферах. Например, среди VFX–художников или кинокомпозиторов. Но даже несмотря на это, начинающие специалисты с трудом находят работу.
Как рассказали "ДП" в пресс–службе hh.ru, за январь–май 2024 года компании из категории "Киностудии и студии звукозаписи" открыли в Петербурге 224 вакансии, что на 43% больше, чем за тот же период прошлого года. "Чаще всего такие компании находятся в поисках менеджеров по продажам (15% вакансий), дизайнеров и художников (11%), видеооператоров (6%), продюсеров (5%), smm–менеджеров (5%). В целом по отрасли медиана предлагаемых зарплат составляет 75 тыс. рублей, при этом нижний порог — 16,5 тыс., верхний — от 175 тыс. Год назад — 55 тыс. рублей, 17,5 тыс. и 150 тыс. соответственно", — подчеркнули в пресс–службе.
Разница в зарплатах связана с общей непрозрачностью доходов в индустрии, считает заместитель директора Института исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Александр Сувалко. "Необходимо более глубокое изучение того, какой путь проделывают начинающие участники этого рынка. Вряд ли можно говорить о массовом оттоке недавних студентов. Есть предположение, что многие фильмы снимаются одними и теми же участниками рынка. Кадровый голод наблюдается в департаментах, в которых есть запрос на высокий уровень технических компетенций, как, например, у VFX–специалистов", — объясняет эксперт.
По словам собеседника "ДП", в России много лет отсутствует институт низового продюсирования: многие начинающие участники рынка не знают уровень возможного гонорара, нет общего консенсуса по поводу минимальных, средних и высоких ставок.
"Многое зависит от агентов и продюсеров. Большинство вспоминают, как хорошо работает профсоюз осветителей, но потом сразу оговариваются, что это техническая и предсказуемая работа, а результат деятельности профсоюза пока заключается только в фиксированной минимальной ставке за проект и стоимости переработок. В общем, есть понимание, что какие–то примерные ставки за работу могли бы действительно задать определённый бенчмарк для индустрии", — резюмирует Александр Сувалко.