Высокие процентные ставки не очень–то препятствуют подъёму экономики, считает большинство экспертов.
С тем, что ключевая ставка, а вместе с ней и ставки по кредитам с депозитами останутся высокими ещё много месяцев, смирились практически все экономисты. Но лишь немногие из них ожидают в связи с этим существенного замедления экономики. Остальные верят в продолжение роста достаточно существенными темпами.
За потребление в кредит придётся расплачиваться дорого
Среди спикеров конференции институциональных инвесторов Investfunds forum XV пессимист оказался только один. Евгений Надоршин, главный экономист "ПФ Капитал", заявил, что ждёт отрицательных темпов роста российского ВВП по итогам 2024 года. В лучшем случае — нулевых. "Причина здесь проста: высокие ставки, — пояснил он. — Дело в том, что основной драйвер российского экономического роста — это потребление домохозяйств. По прошлому году это сильно больше половины совокупного вклада. Причём кредитование внесло более половины в эти показатели. А в этом году картина смещается ещё больше в сторону кредитования, пока вопреки тому, что ЦБ сделал со ставками. Обратите внимание: по многим кредитам нужно расплачиваться по повышенным ставкам уже сейчас и ещё набираются новые. Поэтому всё то, что сейчас идёт как бы в дополнительные сбережения домохозяйств, что является приростом доходов, пойдёт на выплаты повышенных ставок по кредитам. И как результат — ресурсов для дальнейшего роста просто не останется".
Эксперт допускает, что произойдёт дополнительное повышение ставок. "Это дополнительное отягчающее обстоятельство для дальнейшего роста, — полагает он. — Потому что, простите, это какой окупаемости нужны проекты, чтобы можно было на этих ставках продолжать расти? Наша экономика в последние 15 лет такими проектами не разбрасывалась. Их просто практически не было".
Главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах напомнил ещё об одном факторе, который будет влиять на российский ВВП в ближайшие годы. Это налоговая реформа, обсуждение которой стартовало в Госдуме 20 мая. Она, очевидно, будет заключаться в основном в повышении налоговой нагрузки на граждан и бизнес. Тем не менее сам Табах прогнозирует рост ВВП РФ по итогам 2024 года на уровне 3% (см. таблицу).
По мнению представителя рейтингового агентства, вполне возможно, что многие мировые экономики в последнее время стали менее чувствительны к процентным ставкам. "Посмотрим на те же Соединённые Штаты, — предложил он. — Ставки подняли — в 80–е годы или 90–е была бы однозначная реакция. Сейчас она совсем другая. Даже рынок недвижимости не припадает. У нас то же самое. С чем это связано — заслуживает исследования".
Евгений Надоршин предполагает, что 2024 год будет в существенной степени противоположностью предыдущего.
"Прошлый год мы начинали с весьма пессимистичных настроений из–за очень непростых макроэкономических показателей, — напомнил он. — ВВП падал в I квартале. Потом шло довольно резкое улучшение начиная со II квартала. По пересмотренным данным Росстата, в III квартале был достигнут пик этого улучшения, и дальше экономика стала тормозиться. И если вы посмотрите расчёты коллег из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования или из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН — я с ними полностью согласен, — то вы увидите, что в основных драйверах российской экономики рост остановился как раз в IV квартале прошлого года, замерев на уровне третьего. Мы видим неплохие показатели год к году до сих пор, включая март 2024 года, у нас нет статистики свежее. Но только по отношению к плохим цифрам предыдущего года. Если сравнивать начиная с апреля с показателями экономики, динамично растущей, вы увидите, как цифры резко ухудшатся. Ряд секторов будут в минусе. Собственно, у нас уже есть грузоперевозки по железной дороге, которые хорошо минусуют".
Инфляцию подогревает высокий спрос
Как считает руководитель направления УК "Первая" Наталья Ващелюк, источником неопределённости остаётся инфляция. "По нашим прогнозам, инфляция вернётся к целевому уровню 4% год к году не раньше второй половины 2025 года, — говорит она. — Это несколько более пессимистичное ожидание, чем у Центрального банка".
В результате прошлогоднего повышения ключевой ставки в январе–апреле 2024 года произошла стабилизация инфляции на уровне около 6%. "Но негативным сюрпризом стала майская статистика: по промежуточным итогам видно, что инфляция ускоряется и, вероятно, выйдет по итогам месяца к уровню около 8%, — указывает эксперт. — В подобных условиях возникают вопросы, какой продолжительности будет период высоких процентных ставок и требуется ли дополнительное повышение ключевой ставки".
Банк России связывает высокую инфляцию с тем, что спрос продолжает расти даже при высоких ставках, при этом возможности увеличивать предложение ограничены.
По словам Натальи Ващелюк, есть две основные причины высокого спроса в экономике: бюджетный стимул и дефицит кадров. Если выделить в структуре российского населения группу максимальной вовлечённости в рынок труда, это возраст от 20 до 59 лет. С начала 2015 года по начало 2023 года численность этой возрастной группы сократилась на 7 млн человек. "Это последствия демографического провала 1990–х годов и наложение нескольких демографических шоков, в том числе со времён Великой Отечественной войны, — отмечает она. — И до 2031 года, по прогнозу Росстата, численность населения в этом возрасте продолжит сокращаться. С 2023 по 2031 год она уменьшится примерно на 3 млн человек. То есть дефицит кадров, вероятнее всего, будет усиливаться в ближайшие годы".
При этом экономика получает поддержку со стороны госрасходов. В 2015–2019 годах бюджетные расходы росли в среднем на 4% в год, напоминает представитель УК "Первая". И в 2018–2019 годах уровень бюджетных расходов был довольно низким. В 2020 году случился понятный рост бюджетных расходов для поддержки экономики, и в 2021–м продолжилась позитивная динамика. В эти годы средний темп роста госрасходов составлял 15% в год. "Мы видим по бюджетным планировкам, что на 2024 год темпы роста будут примерно такими же, — подчёркивает она. — На мой взгляд, нет оснований ждать того, что будет стабилизация бюджетных расходов. То есть бюджетный импульс останется с нами в ближайшие годы. Соответственно, среднесрочно, если посмотреть на эти два основных фактора инфляции, можно увидеть предпосылки для сохранения инфляционного давления не только в этом году, но и, возможно, в ближайшие годы".
Главный экономист "Тинькофф Инвестиции" Софья Донец считает, что торможения экономики под воздействием высоких процентных ставок не происходит из–за сохранения высокого спроса.
“
"У нас очень динамично растёт спрос, — объяснила она. — Рост ВВП в I квартале выше текущих темпов роста в IV квартале. Какую–то часть здесь мы можем раскинуть на бюджет (то есть связать с ростом бюджетных расходов. — Ред.). Но не всё. Большая доля здесь — это то, что Россия — страна возможностей и люди ищут возможности, верят, что их можно сейчас реализовать даже по высоким ставкам. Рентабельность, вменённая на будущее, и стартовый уровень маржи поглощают высокую процентную ставку. Поэтому мы не видим замедления кредита, которое должно было бы в нашей старой реальности, которую мы, чего греха таить, всё время пытаемся транслировать на будущее, произойти. На льготные программы, по нашим расчётам, можно аллоцировать полтора процентных пункта. То есть ключевая ставка сейчас как бы не 16%, а 14,5%. Но и 14,5% — это ставка, при которой кредит должен был начать очень существенно охлаждаться. Он этого не делает".
По оценке Софьи Донец, к концу 2024 года курс доллара будет вблизи отметки 94 рубля, рост ВВП по итогам года составит около 3%, а ключевая ставка опустится до 13–14% годовых. Другие эксперты ждут ставки к концу года на уровне 16%, а курс доллара — 100 рублей (Надоршин), 95 (Ващелюк) и 93 (Табах).