Аллея Бизнеса в Пулковском парке подросла и значительно расширилась

Автор фото: Валентин Беликов

"Точка сборки экологически ответственного бизнеса" — именно так окрестили традиционное мероприятие "Делового Петербурга" в 2024 году. Более 150 предприятий региона уже приняли в нём участие.

Акция "Аллея Бизнеса" была впервые организована в 2018–м — и с тех пор её ежегодно включают в свой календарь мероприятий представители власти, бизнеса и творческой элиты. Проект наращивает масштаб, но при этом сохраняет свою особую атмосферу: это всегда тёплая встреча единомышленников, где поддержка инициатив — не просто слова, а реальное дело, получающее продолжение в коллаборациях благодаря качественному нетворкингу на площадке.
И ещё это красивая иллюстрация того, что эконачинания развиваются и их становится больше: деревья, посаженные несколько лет назад, зримо окрепли, украшая собой Пулковский парк, Парк Городов–Героев, возвышаясь над новыми саженцами ещё 28 краснолистных клёнов, которые подготовили для озеленения Аллеи в 2024 году. Проект также в лучших традициях СМИ привлекает внимание аудитории вокруг, распространяя саму идею и повышая вовлечённость сообщества в "зелёный" тренд. Чему способствуют также спецвыпуски издания, посвящённые ESG–тематике.
А самое главное — проект подчёркивает необходимость постоянной, планомерной и комплексной работы в реализации экопрактик. "Аллея Бизнеса" объединяет сообщество не только во время посадки деревьев — также организовываются сезонные субботники. Кроме того, акция расширяет пул возможностей для предприятий города влиться в реально повышающие актуальность мероприятия экологической направленности или увеличить число таких активностей для сотрудников своей компании. Неспроста количество участников акции ежегодно растёт. Представители власти, также поддерживающие проект, не раз замечали, что такие проекты по благоустройству города с привлечением ответственного бизнес–сообщества действительно важны и значимы для развития региона.
В 2024 году в посадке деревьев приняли участие: председатель Комиссии по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Макаров; заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Пётр Яковлев; начальник сектора комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Александр Шевченко; начальник отдела экономического развития Администрации Московского района Санкт-Петербурга Екатерина Семенова; глава внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава Юрий Докукин.
Автор: Валентин Беликов
Также акция "Аллея Бизнеса" позитивно влияет на HR–бренд, что в условиях серьёзной борьбы за квалифицированных специалистов является отличным бонусом. По словам руководителя пресс–службы hh.ru СЗФО Марии Бузуновой, ESG–повестка и экологическая активность достаточно интересны работающим петербуржцам. "Так, в 2023 году сразу для 35% опрошенных соискателей было важно, что делает потенциальная компания–работодатель в данной области. По сравнению с 2021 годом доля таких граждан выросла на 5%", — уточнила эксперт.
Ещё один значимый элемент мероприятия "Делового Петербурга" — возможность для тех, кто уже в экотренде, поделиться опытом, интересными решениями, рассказать о специфических тенденциях в разных отраслях, а также о том, что получает бизнес благодаря своему вкладу в заботу об окружающей среде.

Энергоэффективное будущее

Национальный стандарт "зелёного" строительства многоквартирных жилых домов (ГОСТ Р) был утверждён в России в сентябре 2022 года. Однако на тот момент в стране уже были девелоперы, которые перешли на рельсы ESG–трансформации — и сегодня могут говорить о её эффектах для бизнеса. Так, лучшие мировые стандарты этой повестки в свою деятельность внедряет генеральный партнёр акции "ДП" в 2024 году — Группа "Эталон". Проекты компании предусматривают качественное благоустройство и обширную социальную инфраструктуру — вместе с жилыми комплексами строятся современные детские сады, школы, кабинеты врачей общей практики. Но это лишь часть экостратегии.
Социальная ответственность является важным направлением политики компании. На протяжении многих лет Группа “Эталон” оказывает поддержку различным образовательным, экологическим, спортивным, социальным и благотворительным проектам. Также компания проводит профориентационную работу со школьниками и студентами, передавая накопленный опыт и развивая интерес к строительству и архитектуре. Социальная ответственность — это инвестиции, которые позволяют преображать наш город, решать актуальные для людей вопросы, поддерживать молодых специалистов, развивать инновационные проекты, способствовать культурным и спортивно–оздоровительным инициативам. Всё это позволяет нам закладывать прочную основу для дальнейшего устойчивого развития компании", — рассказали в пресс–службе Группы "Эталон".
"Зелёный" тренд сегодня востребован как у девелоперов, так и у покупателей жилья, замечают в холдинге Setl Group. "Люди начинают понимать, что особенно в многомиллионном мегаполисе, где любая зелень на счету, к природе надо относиться бережно", — поясняют в пресс–службе компании.
В 2023 году холдинг разработал стандарт экологичного строительства SetlGreen, который применяется при реализации проектов комфорт– и высокого комфорт–класса. Он позволяет сформировать экологически чистое пространство для жизни людей. Это дополнительные рекреационные зоны — парки и скверы, площади, аллеи, променады с авторским благоустройством и озеленением, оборудование с применением природных натуральных материалов для детских и спортивных площадок SetlKids и SetlSport, уточнили в компании. Кроме того, стандарт предполагает применение энергоэффективных технологий и строительных материалов.
Изначально тренд на экологичность заставляет бизнес больше вложиться, но в дальнейшем эти инвестиции обязательно окупаются, замечает коммерческий директор Группы Аквилон в Санкт–Петербурге и Ленинградской области Наталия Коротаевская. "Так, "зелёные" технологии стоят дороже на этапе строительства, но в дальнейшем они экономят ресурсы жильцов. А для нас это повышение уровня лояльности, повторных покупок и, конечно, рекомендаций", — говорит собеседница "ДП". В проектах Группы Аквилон применяется стандарт Э4, который включает четыре элемента: экономия средств клиентов, эргономика, энергоэффективные технологии и экологичность. Кроме того, "зелёный" тренд усилил внимание к качественному благоустройству дворов, что положительно сказывается на качестве проектов ландшафтного дизайна, рассказали в компании.
Участники акции заметили, что сегодня необходимо повышать уровень вовлечённости населения в мероприятия экологической направленности, заботу об окружающей среде в целом — и это предполагает комплексный подход. С одной стороны, нужна глубинная система экопросвещения. С другой — бизнес также может стимулировать людей к более осознанному потреблению.

Общее дело

"Правильные тренды должны объединять, — уверен руководитель Генерального консульства Республики Беларусь в Санкт–Петербурге Игорь Милидович. — Тематика экологии будет всё более знаковой для бизнеса и в целом для государств, поэтому это хорошая идея — проводить экомероприятия, собирать предпринимателей". Собеседник "ДП" отметил, что в 2024 году в акции "Аллея Бизнеса" принимают участие сразу несколько предприятий, представляющих белорусский бизнес, — и это кажется стартом новой тенденции: объединение усилий в том числе в направлении повышения экологического благополучия.
"Работа по достижению устойчивого развития невозможна без налаживания партнёрских отношений на глобальном, региональном и местном уровнях. Куда продуктивнее делать всё совместно, просто каждый должен отвечать за свою зону ответственности", — развивает эту мысль генеральный директор "Могилёвлифт" Анатолий Черников.
Не готов оценивать рынок в целом, но что касается нашей компании, скажу, что к должностным обязанностям отдела строительного контроля добавился функционал инженера по обращению с отходами, который планирует, организовывает и контролирует работы по безопасному сбору, транспортировке и утилизации промышленных отходов. Главная цель его работы — защита окружающей среды и людей от вредного воздействия отходов производства работ на объектах, а также улучшения санитарного состояния и внешнего облика города.
Анатолий Черников
генеральный директор "Могилёвлифт"
Интеграция в различные проекты социальной направленности — ещё один эффективный способ для бизнеса помочь в развитии регионам своего присутствия. Так, в Петербурге располагается офис торгового дома холдинга "Первый Молочный" — и в Северной столице предприятие выбрало для себя максимально широкую зону интересов для оказания различных видов помощи, рассказала генеральный директор компании Ирина Новикова.
Социальные проекты — это уже неотъемлемая часть деятельности нашего бизнеса. Например, наша компания принимает участие в качестве партнёра таких городских празднествах, как "Масленица" и "День защиты детей": дарим подарочные корзины с нашей продукцией и, конечно, помогаем финансово. Также, вместе с нашими партнёрами отправляем продукцию в детский хоспис, а старую мебель из офиса — в воинские казармы. Кроме того, осуществляем поддержку деятелей искусства и дизайнеров Петербурга. И, конечно, мы активно принимаем участие в оздоровительных и экологических проектах, таких как "Здоровый бизнес" и "Аллея бизнеса", чтобы прививать нашим сотрудникам активную, здоровую жизненную позицию и помогать в озеленении нашего города.
Ирина Новикова
генеральный директор торгового дома "Первый Молочный"
Сегодня в Петербурге и Ленинградской области активно развивается и корпоративное волонтёрство — работники предприятий сами изъявляют желание повышать уровень комфорта жизни в любимом городе. Пример привёл руководитель отдела продаж ООО "Полипласт Северо–Запад" Максим Гусев: волонтёрская группа, сформированная из сотрудников завода, не только занимается озеленением производственной территории, но и регулярно принимает участие в посадке зелёных насаждений в общественных пространствах региона. При поддержке завода в Кингисеппе открыт филиал Академии хоккея им. Б.П. Михайлова. На предприятии существует обширная программа соцподдержки сотрудников, а также системно проводятся мероприятия для повышения уровня знаний и грамотности в вопросах экологии.
Мероприятие "Делового Петербурга" ещё раз продемонстрировало, что сегодня бизнес не должен, а хочет позитивно влиять на окружение — и на формирование более комфортной городской среды, и на повышение уровня ответственности как партнёров, так и потребителя. Тем более в этом есть свой профит.
"Более того, такие акции заставляют бизнес задуматься об экологических аспектах деятельности, повышают внимание к вопросам экологической безопасности", — добавляет Сергей Воронков, генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок, резидент Экспертного клуба "Деловой Петербург".
Конгрессно-выставочный бизнес сопряжён с определёнными вызовами. При строительстве и демонтаже стендов неизбежно возникают отходы различного класса. В Экспофоруме они обязательно сортируются и сдаются на переработку. По возможности при монтаже применяют модульные конструкции, которые используются повторно. С 2021 года организован раздельный сбор мусора. Установлены урны для макулатуры, пластика, металла и стекла, контейнеры для батареек и люминесцентных ламп, собираются пластиковые карты, которые перерабатываются в пластиковые окна. Ежегодно объём сдачи вторсырья на переработку увеличивается на 15–20%. в 2023 году на переработку сдано: 2,9 тонны раздельных отходов (пластик, металл, стекло); 13,8 тонны макулатуры; 73 кг батареек; 7 тонн плёнки; 250 кг ртутных люминесцентных ламп; 5 кг пластиковых карт. Конгрессно-выставочный центр "Экспофорум" — одна из самых экологически ответственных площадок Петербурга. Вот уже 10 лет мы следуем принципам устойчивого развития, внедряем ресурсосберегающие технологии.
Сергей Воронков
Президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор компании "ЭкспоФорум–Интернэшнл"

Сами инициативны

Стимулирующие меры от государства бизнесу, конечно, важны, но предприниматели также активно реализуют экопрограммы в своих проектах, говорит управляющий партнёр УК "Свиньин и Партнёры" Наталья Сухарева. Так, компания уделяет особое внимание благоустройству территорий, использованию энергосберегающих технологий и экологичных материалов в строящихся и реконструируемых объектах, находящихся в доверительном управлении компании. "Это одновременно и вклад в будущее, например средний возраст сосен достигает 300–400 лет — а это жизнь четырёх–пяти поколений семьи, и долгосрочная инвестиция, потому что, как показывает наш опыт, территории с хорошим качественным зелёным благоустройством более востребованы на рынке", — говорит собеседница "ДП".
Но при этом есть предприятия, которым гранты от государства позволили бы в более короткие сроки создать инфраструктуру, соответствующую современным эконормам, считает руководитель отдела продаж ООО "Альфа Л Сервис" Артём Тихонов. Прежде всего это касается организации очистных сооружений — зачастую у промышленных предприятий есть соответствующее желание, но не хватает денежных средств. Однако они не отказываются от экоперспектив. В ООО "Альфа Л Сервис" отмечают рост спроса на решения инженерной компании, позволяющие производителям молочной продукции сократить энергопотребление, а также выбросы в окружающую среду.
С экономической точки зрения вклад в экологически чистые проекты впоследствии может привести к удешевлению ряда ресурсов, замечает генеральный директор ГК "Респект" Алексей Лыткин. Есть и свои плюсы в ужесточении эконорм на государственном уровне, уверен эксперт. Хотя в сфере вывоза и утилизации грунтов со строительных объектов первой реакцией на новые правила является удорожание себестоимости услуг предприятий — из–за дополнительных расходов на изменения бизнес–процессов и обучение сотрудников, но в новой конкурентной среде уже больше экологичных партнёров, а теневые участники рынка уходят.
Есть и не всегда очевидные возможности, которые предполагают ESG–принципы. Коммерческий директор ООО "ГЛАССКОН" Юрий Можейко привёл в пример строительство "Лахта Центра". Изначально в проект строительства были заложены исключительно иностранные комплектующие. Однако компания при проработке документации обратила внимание, что присвоенная бизнес–центру международная классификация предполагает обязательное использование определённой доли материалов, произведённых в стране, где возводится объект. Это позволило петербургским предприятиям также предложить для строительства свою продукцию. "Поэтому мы видим, как “зелёный” тренд может повлиять, и порой очень благотворно, не только на окружающую среду, но и на бизнес", — резюмирует эксперт.
Так, есть сферы, в которых развитие экоподхода имеет историю в несколько десятков лет: в 1970–х годах стоматологи создали организацию Eco–Dentistry, и в 2008–м направление приобрело масштабный характер, рассказал генеральный директор Цифровой Стоматологии MEDALL Дмитрий Чёрный. "Весь тренд отрасли направлен на то, чтобы снижать уровень загрязнения и отходов, бережливо создавать продукты и повышать экологичность услуг, которые мы оказываем", — рассказал собеседник "ДП". Эксперт также отметил, что бизнес не может оставаться в стороне, когда в обществе формируется новая повестка.

В диалоге с потребителем

"Я думаю, что экологический тренд закладывается бизнесом и потом может переходить в семьи, домашние хозяйства", — говорит руководитель по управлению и развитию направления загородных отелей управляющей компании "Калейдоскоп" Ольга Миротина. Эксперт также уверена, что сфера гостеприимства в этом смысле очень яркий пример: многие инструменты и практики для сбережения энергоресурсов, которые использует отрасль, применимы в офисах и в обычных домах, что клиенты берут на заметку и внедряют в "повседневную жизнь". Один из простых, но весьма показательных примеров — раздельный сбор мусора.
Чтобы поддерживать существующий тренд на экологичность и осознанное потребление в обществе, бизнес тоже должен активно подключаться к процессу, говорит коммерческий директор компании SAVONRY Светлана Шичанина. "Мы, как производитель натуральной косметики, через свои каналы коммуникации транслируем людям информацию про возможность использования продуктов без упаковки, про возможность сдачи упаковки на вторичную переработку. И мы начинаем с себя: занимаемся раздельным сбором мусора, очищаем сточные воды от различных загрязнений и в производстве используем натуральные компоненты", — рассказала она. Кроме того, "зелёный" тренд влияет на изменение самого продукта отрасли.
Это относится и к мерч–индустрии: сегодня многие заказчики запрашивают именно экологичную продукцию — например, шоперы и одежду из органических материалов, перерабатываемых тканей, поделилась сведениями руководитель отдела маркетинга и PR компании "Первая" Алина Волкова. Кроме того, экоактивности, такие как участие в акции "Аллея Бизнеса", являются для предприятия ценной возможностью повысить лояльность сотрудников и в целом корпоративную культуру. "Всё это заставляет нас меняться, предлагать новое, чтобы стимулировать бережное отношение к окружающей среде", — говорит Алина Волкова.
Как бы в доказательство нарастания тренда на экологичную сувенирную и мерч–продукцию подарки для всех компаний — партнёров мероприятия "ДП" подготовил один из участников — предприятие "Российские сети вещания и оповещения". И такая цепная реакция — как раз один из важных элементов повышения вовлечённости сообщества в решение экологических проблем.
"Сегодня люди высаживают деревья на Аллее Бизнеса, а завтра рядом со своими домами создадут эти тренды", — уверен основатель группы компаний "ЯДРО" Алексей Крюков. Именно в являющемся частью группы питомнике "Алексеевская Дубрава" выращены саженцы для Аллеи Бизнеса. Сегодня для зелёной отрасли не самые простые времена, что связано с дефицитом посадочного материала из–за сокращения иностранных поставок. Однако компании вкладывают всю свою энергию, денежные средства, умения и любовь в то, чтобы создать тот самый продукт, который будет удовлетворять потребности заказчиков во всех регионах России, рассказал Алексей Крюков.
И конечно, на Аллее Бизнеса появятся новые молодые деревья — акция стала уже символом единства общества в решении задачи по благоустройству города.